К юбилею концерна «Мосфильм», которому в 2024 году стукнула соточка, в кинотеатры возвращаются Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, Владимир Меньшов и другие всеми любимые авторы. Уже 25 апреля в повторный прокат выходит «Бриллиантовая рука» (1968) — бессмертная (и самая кассовая) комедия Гайдая о Семен Семеныче, товарище «Казладоеве» и запутанной контрабандистской заварушке. «Принять ванну, выпить чашечку кофе», «зачем Володька сбрил усы», «достаточно одной таблэтки» и еще пара сотен цитат из фильма были подарены разговорному русскому языку. По такому случаю вспоминаем другие советские ленты, которые ворвались (или скоро ворвутся) в российский прокат за последние пару лет.
Мымра! Лирическую трагикомедию Эльдара Рязанова тоже бесконечно цитируют и пересматривают на новогодних каникулах, а ее саундтрек вписан в генетический код каждого россиянина. «Служебный роман» рассказывает о внезапной искре между двумя коллегами: чопорной руководительницей Людмилой Прокофьевной и непутевым статистиком Новосельцевым — союз, благословленный где-то между преисподней и бухгалтерией.
В 1978 году «Служебный роман» назвали лучшим фильмом года, а Алису Фрейндлих и Андрея Мягкова — лучшими актерами. Картина появляется на больших экран при каждом удобном случае, на нее снимают ремейки (в 2011 году благодаря Сарику Андреасяну Калугиной стала Светлана Ходченкова) и до сих пор обсуждают в интернетах. Недавно, например, комик Дима Коваль вместе с Кариной Истоминой запустил на своем ютьюбе шоу «Что не так с…», где они смотрят на всеми любимые фильмы с высоты 2024 года. Так, ребята задались вопросами, почему в «Служебном романе» 36-летние выглядят гораздо старше своих сегодняших ровесников, и зачем им были нужны золотые коронки.
«Покровские ворота» (1982)
В коммунальных квартирах всегда что-то происходит. Двухсерийный фильм «Покровские ворота» Михаила Козакова как раз об этом: там и странный тройственный союз между Маргаритой Павловной и ее мужьями — бывшим и будущим, и алкогольные срывы артиста Велюрова, и романтические похождения гиперактивного аспиранта Костика, который еще и регулярно разгребает драмы запутавшихся соседей.
Тогда слово «краш» еще не было в ходу, но 22-летний кареглазый Олег Евгеньевич Меньшиков в антураже Москвы 1950-х уже им совершенно точно был. Впрочем, и сейчас, при пересмотре, его живым, говорливым и ищущим Костиком, невозможно не очароваться. «Покровские ворота» никогда не показывали в кино, только на телевидении, но в 2022 году, благодаря все тому же «Мосфильму», несправедливость была исправлена. Как говорится: «На улице идет дождь, а у нас идет концерт!»
Пост сдал — пост принял: спустя два года после успеха «Служебного романа» лидером кинопроката стала картина Владимира Меньшова. В центре внимания снова роман разных по статусу персонажей: директора крупного предприятия Катерины и слесаря Гоши, который не только не похож на всех ее предыдущих кавалеров, так еще и в грязных ботинках по Москве разгуливает.
В 1980-м «Москва слезам не верит» номинировалась на главную премию Берлинского кинофестиваля, а в следующем году и вовсе получила «Оскар» как лучший иностранный фильм. Однако, несмотря на профессиональные заслуги, невероятную народную любовь и обаяние Алексея Баталова в частности, у современных женщин от слов и поведения главного героя Гоги (он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора) начинаются шевелиться волосы на голове: «агрессивно доминирующий нарцисс с пристрастием к алкоголю», «домашний тиран», «типичный инфантил»... У Владимира Валентиновича Меньшова, конечно же, не было цели сотворить из Гоши монстра, да и в конце концов надо делать поправку на время, в которое снимался фильм. Короче, считаем, что любовь — любовью, но и критическое мышление не стоит отключать.
Еще один культовый проект Владимира Меньшова, на этот раз с недотепливым голубеводом Василием Кузякиным и его женой Надеждой, эзотерической горожанкой Раисой Захаровной с натуральным цветом волос, и бабой Шурой с дядей Митей, которые за десятки лет брака так и не научились жить спокойной жизнью (их, кстати, сыграли Наталья Тенякова с Сергеем Юрским — супруги в реальной жизни).
«Любовь и голуби», наверное, самый камерный и лиричный фильм режиссера. «Да какая судьба? По пьянке закрутилось — и не выберешься», — честно признается Василий Раисе, которого из города неумолимо тянет домой — к реке, туману, голубятне и своей строгой Надюхе. Сцена их встречи и потом примирения, под любящий взгляд режиссера, навсегда в сердечке. Ждем эту душевность в кино (с яркой картинкой и улучшенным звуком!) с особым ностальгическим нетерпением.
«Асса» (1987)
Драматическая двухсерийная история Сергея Соловьева — один из самых небанальных картин времен СССР. Главная героиня, симпатичная медсестра Алика, выбирает между двумя ухажерами: финансовым махинатором Андреем Крымовым и случайным знакомым по кличке Бананан — он работает сторожем в театре, поет в импровизированной группе и живет жизнь, наполненную музыкой, дружбой и свободой.
Помимо любовной драмы, в фильме есть камео Виктора Цоя, требующего перемен, и параллельная сюжетная линия с императором Павлом Первым. «Асса» вышла в повторный прокат в июне 2022 года и побила все рекорды, заработав 1,5 миллиона рублей в первый выходной и став самым кассовым перевыпуском советского кино.
Кино — 13 января, 17:32
Дай мне белые крылья. 5 фильмов советских женщин-режиссеров — от Шепитько до Муратовой