Да, да! Знаменитый комик вновь снялся в серьезной роли. Никогда такого не было, и вот опять!
По этому поводу мы решили вспомнить других известных комиков, которые на определенном этапе карьеры решались вырваться из своего амплуа и сыграть серьезные драматические или даже злодейские роли.
Адам Сэндлер
«Космонавт», 2024
«Неограненные алмазы», 2019
«Любовь, сбивающая с ног», 2002
Начнем непосредственно с самого Сэндлера. Стоит сразу заметить, что «Космонавт» — это далеко не первая серьезная роль в его карьере. До этого, среди прочего, были «Любовь, сбивающая с ног» Пола Томаса Андерсона и «Неограненные алмазы» братьев Сафди.
В первом фильме актер играет великовозрастного невротика с кучей комплексов и, несмотря на работу с именитым фестивальным режиссером, не так уж далеко выходит за пределы своего амплуа чудаковатого обывателя, над которым все потешаются. Почти так же, как и герой Сэндлера в комедии «Управление гневом», этот персонаж страдает от внезапных вспышек гнева — это, безусловно, одна из коронных фишек актера. Но именно благодаря «Любви» все увидели в специалисте по дурацким комедиям большого драматического актера. Фильм участвовал в конкурсе 55-го Каннского кинофестиваля, а Сэндлер за эту роль был номинирован на «Золотой глобус».
В «Неограненных алмазах» Сэндлер играет чрезмерно энергичного пройдоху-торгаша, вечного лузера, пытающегося перехитрить судьбу, и, несмотря на всю серьезность ситуации, в которой он оказывается, комичного в нем хватает. Как и фирменных сэндлеровских фишек. Роль в «Неограненных алмазах» буквально восстановила актерскую репутацию Сэндлера, который к тому времени обзавелся нелестным титулом короля плохого вкуса. По этому поводу на премии «Золотая малина» ему даже вручили награду «За восстановление репутации». К сожалению, работу актера полностью проигнорировала Американская киноакадемия, и, расстроившись, актер вновь взялся за свое и снялся в «Хэллоуин Хьюби».
В «Космонавте» Сэндлер предельно серьезен. Его герой — уставший, измученный бессонницей, одиночеством и собственными амбициями космонавт. Большую часть хронометража актеру приходится работать в кадре одному, а юмор в картине тонкий и неочевидный и выражается скорее в жестах, взглядах. Несмотря на слегка сентиментальный финал, это одна из самых сложных работ актера и, без сомнения, самый лиричный и грустный персонаж Сэндлера. Таким мы его еще точно не видели!
Бен Стиллер
«Истории семьи Майровиц», 2017
«Пока мы молоды», 2014
«Гринберг», 2009
«Вечная полночь», 1998
Многие, наверное, уже не помнят, но в начале карьеры потомственный комик Бен Стиллер никак не мог определиться — быть ему комиком или серьезным режиссером. Очевидно, сын двух успешных комедийных актеров не хотел идти по проторенному родителями пути и вроде как пытался бунтовать. С одной стороны, у молодого Стиллера уже в 1992-м было свое собственное юмористическое шоу на MTV. С другой — в 1994 году он как режиссер снял драму «Реальность кусается», ставшую в результате знаковой для поколения Х, а в 1996-м снялся у молодого Дэвида О. Расселла («Боец», «Мой парень — псих») в «Не будите спящую собаку» и сыграл наркомана в «Вечной полночи».
Впоследствии жизнь решила за него сама. Стиллер снялся в фильме «Все без ума от Мэри», и понеслось. На долгие годы актер застрял в амплуа невезучего невротика. В начале 2000-х запустилась франшиза «Знакомство с родителями», а потом одна за другой вышли комедии «Дюплекс», «А вот и Полли», «Девушка моих кошмаров», персонажи Стиллера в которых порой неотличимы друг от друга.
Вырваться из порочного круга актеру удалось с помощью режиссера Ноа Баумбака. В «Гринберге» 2009 года Стиллер сыграл находящегося в душевном кризисе человека, который пытается прийти в себя после нервного срывы. Тему кризиса среднего возраста тандем Бумабака и Стиллера окончательно раскрыл в драмеди «Пока мы молоды», где герой Стиллера — повзрослевший иксер — сначала заводит дружбу, а затем открыто противостоит ушлому миллениалу в исполнении Адама Драйвера.
Следующей их совместной работой стала трагикомедия «Истории семьи Майровиц», на съемках которой Стиллер пересекся с предыдущим героем этого обзора — Адамом Сэндлером, еще одним комиком, отчаянно пытающимся расширить свой актерский диапазон.
В последние лет пять Стиллер снимается неохотно и все больше режиссирует. Сначала снял для Showtime мини-сериал «Побег из тюрьмы Даннемора», на съемках которого вновь встретился с Патрисией Аркетт, давней партнершей по «Не будите спящую собаку». А в данный момент с головой ушел в работу над вторым сезоном антиутопического триллера «Разделение».
Билл Мюррей
«Сломанные цветы», 2005
«Водная жизнь Стива Зиссу», 2004
«Трудности перевода», 2003
«Академия Рашмор», 1998
Если в дружеской компании попросить назвать серьезную роль Билла (мать его) Мюррея, то большинство машинально назовут «Трудности перевода». Но еще задолго до этой эмбиент-драмы Софии Копполы актер предпринимал многочисленные и весьма успешные попытки покончить с комическим амплуа. Роль в знаменитом «Дне сурка» можно смело считать переходной в карьере актера. Здесь Мюррей все еще смешит и сыплет фирменными приемами, но внутренний надлом то ли персонажа, то ли самого актера хлещет из всех неприкрытых щелей.
А уж начало плодотворнейшего сотрудничества с Уэсом Андерсоном — это, без сомнения, новый этап в непростом творческом пути Мюррея. Именно тандем с Андерсоном превратил стареющего комика в востребованного актера независимого кино. А началось все в 2001 году с «Академии Рашмор», в которой он сыграл уставшего от жизни промышленника посреди экзистенциального кризиса. С тех пор Мюррей — самый настоящий талисман Уэса Андерсона и снимается почти в каждом его фильме.
Бенефисом Мюррея стала его роль в самой, пожалуй, эксцентричной картине Андерсона «Водная жизнь Стива Зиссу», в которой он сыграл эгоистичного и импульсивного океанографа, чей образ был списан с Жак-Ива Кусто.
После ряда успешных ролей в фильмах Андерсона на Мюррея обратил внимание еще один заметный представитель мира авторского кино — Джим Джармуш. Сначала Мюррей размялся у него в «Кофе и сигаретах», а затем уж оторвался на полную катушку в «Сломанных цветах», где сыграл стареющего ловеласа в поисках смысла жизни.
Джим Керри
«Шучу», 2018–2020
«Вечное сияние чистого разума», 2004
«Человек на Луне», 1999
«Шоу Трумана», 1998
Вырваться из плена амплуа комика-кривляки Джим Керри пытался и до «Вечного сияния чистого разума». Например, в «Шоу Трумана» Питера Уира, в котором он исполнил роль жизнерадостного бедняги, вся жизнь которого — реалити-шоу, и «Человеке на Луне», где сыграл близкого ему по духу гиперэксцентричного комика Энди Кауфмана. Но в обеих этих ролях актер был слишком похож на себя обычного.
Другое дело его персонаж в фантастической драме Мишеля Гондри — потерянный мужчина средних лет с разбитым вдребезги сердцем. В первой же сцене «Вечного сияния чистого разума» герой Керри рыдает навзрыд, сидя в кабине автомобиля под, нетленную Everybody's Got to Learn Sometime. Это был настоящий шок! Контраст с привычными героями Керри был настолько разительным, что многие до сих пор не могут выкинуть эту сцену из головы — она впечаталась в подсознание и по сей день производит сильное впечатление.
Спустя почти 15 лет Керри вновь поработал с Гондри. В авторском сериале французского режиссера «Шучу» актер сыграл представителя еще одной творческой профессии из группы риска — ведущего детской телепередачи. Ведь, как и постоянное разыгрывание из себя клоуна, работа с детской аудиторией может не лучшим образом сказаться на психическом здоровье. И Керри и Робин Уильямс (см. следующий пункт обзора. — Прим. SRSLY) в откровенных интервью порой замечали, что у людей с такими профессиями часто размываются границы личности.
Робин Уильямс
«Бессонница», 2002
«Фото за час», 2002
«Убить Смучи», 2002
Всю свою карьеру Робин Уильямс сочетал комедийные роли с драматическими. Начав как стендап-комик и наигравшись в телевизионных ситкомах, актер уже в начале карьеры играл мощные серьезные роли в драмах именитых режиссеров: «Мир по Гарпу», «Доброе утро, Вьетнам», «Общество мертвых поэтов», «Король-рыбак».
Прославившийся как блестящий комедийный актер, он и в дальнейшем никогда не упускал возможности изменить любимому жанру в фильмах «Пробуждение», «Умница Уилл Хантинг», «Целитель Адамс», «Куда приводят мечты».
Но вне зависимости от того, снимался ли он в комедиях или драмах, по сути, Уильямс всегда играл одного и того же милого добряка, грустного клоуна. А все его попытки перевоплотиться в какого-нибудь злодея заканчивались неудачей. Можно только догадываться, какой бы из Уильямса вышел Джокер или Загадочник в «Бэтменах».
Перелом в непростом деле получения злодейской роли случился в начале 2000-х. Для начала Уильямс размялся в черной комедии Дэнни ДеВито «Убить Смучи», где сыграл ведущего детского телешоу, который пытается убить своего конкурента.
Затем в раннем фильме Кристофера Нолана «Бессонница» он исполнил роль маньяка-убийцы, который на бескрайних просторах Аляски играет в кошки-мышки с полицейским в исполнении Аль Пачино.
И в завершение в триллере Марка Романека «Фото за час» актер перевоплотился в зловещего работника фотосалона, одержимого семьей, для которой он печатал фотографии.