Обзоры, Музыка — 5 марта 2024, 15:44

Зимние трансформации. Антоха МС, Miyagi & Эндшпиль, Fire Granny и еще 5 важных русскоязычных пластинок сезона

Игорь Гаврилов — о лучших отечественных альбомах в ожидании тепла.

Fire Granny — «Соня-9»

Алексей и Александр Золотовицкие играют в театре и в кино и еще преподают, но особое место в их жизни занимает группа Fire Granny, популяризирующая ритм-энд-блюз с русскими текстами и лидирующей губной гармошкой. Концерты Fire Granny — фонтан энергии, но их записи хороши тем, что можно вслушаться в слова.  А Fire Granny — безусловно, текстоцентричная группа. Каждый день общаясь по долгу службы с русской классикой и текстами обэриутов, участники Fire Granny просто не могут позволить себе неточные образы или провальные рифмы

Открывающая альбом «Соня-9» песня «Зло» — неожиданная стилизация под Петра Мамонова. До сих пор казалось, что подражать Мамонову, в отличие от других героев русского рока, невозможно, разве что только его пластике. Но Fire Granny справляются (еще и в песне «Перекресток») и выглядят достойными продолжателями его традиции именно в звуке. «Зло» — всего лишь только начало альбома. Тема связи с русской классикой всплывает  во втором треке — «Лит-ра» («Мы читаем слова мертвых бородатых мужчин…»). Это уморительная плясовая, которой непременно требуется  визуальное воплощение. Его у альбома есть в избытке — релиз сопровождается выходом комикса и спектаклем. 

«Соня-9» — альбом, переполненный идеями, голосами,  инструментами. Он только на первый взгляд кажется собранием всевозможной поэтической эксцентрики и инструментальных трюков. Послушайте вполне прямолинейную песню «ОБЖ», написанную еще в прошлом десятилетии. Она как будто срисована с сегодняшнего пейзажа за окном, но — цветными карандашами. Поют здесь Маша Лапшина и юношеский хор студии «Поколение Оперение». А еще Маша Лапшина реализовала на альбоме совсем уж невозможную вещь. В песне «На крыше» она поет так, как будто это трек, не вошедший в сериал «Слово пацана». Что-то неизданное или потерянное то ли из «Ласкового мая», то ли из «Форума».        

       

«ИЛ» — «Кортизол» 

Вокалист и автор песен Илья Иванов записал новый альбом со своей группой «ИЛ». Это взрослые песни очень крутого и опытного профессионала, но в то же время очень нежного и ранимого мужчины, переживающего сложный период в жизни. Илья — постоянный участник Jukebox Trio, самой известной отечественной a-capella-битбокс-команды. За 20 лет карьеры в ее составе Илья Иванов освоил самые замысловатые вокальные техники и успел выступить на одной сцене с Элтоном Джоном, Aerosmith и другими мировыми звездами. Если Jukebox Trio — это грандиозный аттракцион, чудо вокальной импровизации и актерского перевоплощения, то сольный проект Иванова «ИЛ» — это погружение в рискованный эксперимент, в котором рядом с вокалом в полный рост встает гитара Дмитрия ЕмельяноваОбе Две», Земфира, Юрий Шевчук). 

Новый альбом Ильи Иванова получил название «Кортизол» — так называется гормон стресса, в том числе долговременного. По словам Ильи Иванова, «Кортизол» можно сравнить с сериалом «Черное зеркало». У каждой серии есть отдельный режиссер, свой стиль и вайб. А за песнями стоят истории из жизни: «Развод, отношения с нарушенным человеком, из-за чего в итоге я лежал в больнице на Пангане и в Казани с острейшим панкреатитом, как потом выяснилось — на нервной почве, и чуть не умер». Все песни на альбоме действительно звучат по-разному. Одни основаны на простых постпанковых риффах, другие — на многократных наложениях гитар, словно выталкивающих на поверхность точно выверенные строчки Ильи Иванова. 

Весь альбом — стремление заполнить пустоту и новая творческая сущность, отзывающаяся в этой пустоте.

«группа ил» — «я дома» 

В русской музыке одновременно существуют две формации с названием, состоящим из «и» и «л». Наряду с проектом Ильи Иванова это «группа ил», ведомая выпускником МФТИ Никитой Торопцевым. Известно, что лидер «группы ил» работает в «Яндексе» над созданием беспилотных такси. Заглавная (она же финальная) песня альбома успела удостоиться массы комплиментов, хоть и записана в нарочитой lo-fi-стилистике, а текст едва слышен. Никита Торопцев — прекрасный мелодист, и если песня «я дома» подчеркнуто бесхребетна, балансирует на фортепианном пунктире и лишь под конец разрешается в радиохэдовское крещендо, то остальные песни организованы четче. Стартовая «луна» — очевидный «АукцЫон» с отголосками Shortparis. Но правильнее искать аналоги в других широтах, например, в колледж-роке The Decemberists и Man Man. «Приходит ночь, наш общий друг, я в ней профукан и припрятан» — это ярко выраженное влияние аукцыоновского текстовика Дмитрия Озерского.


И все же нет ощущения, что артист Торопцев зажат в тиски своих музыкальных пристрастий. Все потому, что не меньше стихов его интересуют фортепианные материи в диапазоне от Микаэла Таривердиева до Алины Орловой и от Чика Кориа до Роберта Гласпера. Джазовое фортепиано в песне «лимонный сок» настолько интересно само по себе, что если бы в ней не появился человеческий голос, никто бы не обиделся.  


Антоха МС — «ШИК МОЛА» 

Тот случай, когда артиста все хорошо знают и все знают, чего от него ждать, но его расслабленный джаз-фанк вдруг становится опорой жизненной лирике. «Напряг становиться привычкой. Сердце каменеет, ключ потерян». Эти строки прямо из первой же песни альбома — «Отмычка». А в следующей, «Последняя затяжка», Антоха МС рассказывает о своей музыкантской повседневности, рутине, из которой рождается нечто самобытное, свойственное только ему: «Я не могучий, местами очень скучный. С детства страдал симпатией к музыкальным инструментам, но меня кормили чем-то слишком сложным. Бит делаю сам, вокруг меня не собран клан. Вы слышали мой первый альбом? Спасибо за просмотры вам».

Помимо комментариев в текстах песен, Антон Кузнецов объясняет, о чем альбом, в материалах для прессы: «Это пластинка про взросление, накопленный опыт, новые ценности и первые седые волосы. Получился своеобразный полет к чему-то новому под аккомпанемент кислых бочек и несвязных рифм». «Несвязность» — хороший эпитет для всего творчества Антохи МС, но в альбоме «ШИК МОЛА» есть и, наоборот, предельно внятные моменты, например, трек «Брехня». Бочка здесь прямая, а голос Антона похож на Виктора Салтыкова. Так что пусть уж лучше — привычное хулиганство и легкий сдвиг по фазе, как в «Воздушном змее» со Славой КПСС на фите. Впрочем, и он здесь неожиданно серьезен. А безбашенности альбому добавляет игра в виде телеграм-бота, которую Антоха запустил в рамках промокампании.

Саша Ночин — Mint Tea and Couscous

Если говорить о джазовых влияниях на современную музыку, нельзя не упомянуть альбом тубиста и сузафониста Саши Ночина, известного по работе с оркестром «Пакава Ить», трио «Мощь», формациями Black Kandinsky и «Квартет им. Крылова». Его альбом Mint Tea and Couscous («Мятный чай и кускус») — путевые записки под бит, своего рода музыкальный травелог. Так, наверное, выглядел бы «Шантарам», если бы за его инсценировку взялись «Копы в огне». Самому Саше Ночину нравится изобретенный им термин trip-advisor-hop. Герой альбома совершает путешествие по маршруту Фез — Марракеш — Шефшауэн — Тетуан — Касабланка — Эль Джадида — Эссуэйра — Барселона — Москва, и этот марокканский трип вызывает ощущение полного погружения в арабский универсум.

В таком альбоме, наверное, могло быть чуть больше этнических мотивов, а настроение транс-вечеринки к середине альбома перевешивает истинные находки автора. Однако такого рода концептуальные работы — в принципе редкость в отечественной звукозаписи, и желание переслушать альбом (а потом еще и еще) возникает, даже если транс и монотонный речитатив вам не по душе.  


Miyagi & Эндшпиль — Narrative

Поминать Miyagi и Эндшпиля в контексте «кальян-рэпа» теперь, наверное, дурной тон, но этот стиль и правда вряд ли появился бы на свет, если бы не Азамат Кудзаев и Сослан Бурнацев. Лидерство нового альбома Narrative в чартах на протяжении полутора месяцев — доказательство принятия этой музыки самыми разными социальными и национальными слоями. В отличие от множества последователей, Miyagi & Эндшпиль к своему слушателю относятся с трепетной нежностью, это слышно в новых песнях очень хорошо. И не только потому, что здесь выпущен по преимуществу лирический материал. 

У Miyagi & Эндшпиля со слушателем сложно объяснимая глубинная связь. А заглавная песня альбома — большое высказывание на фоне всей сегодняшней русскоязычной поп-музыки. В Narrative парни говорят о «микстуре дьявола», которая «прошлась по многим венам», и безрассудному сексу на пиратском корабле, и безысходному провинциальному быту, но главное — надежде. Похоже, именно надежда, свет, добро без бравады — то, что уже дало миллионы прослушиваний каждому из новых треков Miyagi и Эндшпиля на всех платформах.   

«лампабикт» — «всем одинаково холодно» 

Если вы следите за чартами «Яндекс Музыки», то сингл музыканта по имени «лампабикт» «Немерено» вы могли видеть между Инстасамкой и Dead Blonde, а сейчас он расположился между Маканом и Бастой. «Немерено» — песня, записанная еще в 2022 году с группой «Элли на маковом поле». Она чудесным образом пробилась в списки популярности и сейчас помогает новому EP «всем одинаково холодно» достучаться до новой аудитории (хоть в него и не входит). Московский фолк-музыкант Артем Якимов, выступающий под сценическим псевдонимом «лампабикт», выпустил этот EP в октябре 2023 года, и музыка совпала с уходящей зимой не только по названию, но и по настроению. 

На ресурсах Артема Якимова сообщается, что «лампабикт» — это «современный менестрель, исполняющий надрывную музыку с фолковыми вкраплениями, продуманными лиричными сюжетами и аккуратно сплетенными друг с другом словами». У простодушного российского фолка всегда была аудитория благодарная, а иногда и стадионная — как у «Мельницы». На сцене Артем Якимов неукоснительно следует его мифотворческой «лесной» эстетике — от цветов, вплетенных в волосы, до рогов фавна. Из всех записей в данном обзоре «всем одинаково холодно» — самая грустная. «Несмотря на весну, руки не меньше немеют. У меня ничего, кроме скомканных перьев. Никто ни в чем не уверен, всем одинаково холодно» такие куплеты — то, что нужно многим.      

Black Sonic Pearls — Sonixomnia     

Дебютный альбом российской группы Black Sonic Pearls — это не только качественная работа на поле хард-н-хэви и альтернативного рока, но и пример того, как наши соотечественники могут в 2024 году работать внутри международной музыкальной индустрии. Если говорить о музыкальном материале, то это динамичная музыка, записанная в соответствии со всеми канонами жанра. Густой звук, мощные риффы, выверенные мелодические линии. Прекрасно чувствуя конъюнктуру, Black Sonic Pearls сочетают в своем первом большом релизе традиционный риффовый рок (Black Butterfly), nu-metal (Sonixomnia, Like/Share/Hate) и пафосный балладный стиль с пышными оркестровками (I Know Your Name).

Альбом Sonixomnia — вполне стандартный стадионный рок, в котором нет каких-либо ярко выраженных русских влияний и вообще заметных музыкальных открытий. Важность этого релиза в том, что группа в принципе осуществляет его в координатах мирового шоу-бизнеса. В наступающем марте коллектив будет представлять альбом, открывая концерты сольного проекта Слэша из Guns N’Roses, а летом будет выступать с грув-метал-группой Five Finger Death Punch. На таком уровне работает еще только одна российская команда — Slaughter to Prevail.

Еще одна сенсационная деталь: солист Black Sonic Pearls Арсений Бородин известен отечественной публике прежде всего по выступлениям в шестом сезоне «Фабрики звезд» и по работе в группе «Челси», собранной продюсером Виктором Дробышем. Такие трансформации в шоу-бизнесе случаются нечасто.  


Фото: кадр из клип Антоха МС — «Брехня»
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова