Обзоры, Музыка — 28 декабря 2023, 21:27

Вопрос цены. Что музыкального нас ждет в 2024-м: новые альбомы Дуа Липы и The Smile, голографические аватары «стариков» и фильмы о героях русской поп-музыки 1990-х

Игорь Гаврилов собрал в одном обзоре все тренды музыкальной индустрии, наметившиеся в 2023 году и актуальные для 2024-го, а также составил шорт-лист самых ожидаемых альбомов.

Новая виртуальность 

После появления шоу ABBA Voyage, показы которого начались в Лондоне в 2022 году, многие артисты старшего поколения задумались о том, что можно продолжать гастрольную деятельность, не вставая с дивана. Гитарист The Rolling Stones, недавно отметивший 80-летие, на вопрос The Guardian, возможно ли выступление группы в виде голограммы, ответил: «Я бы не исключал этого. Я почти уверен, что это обязательно произойдет. Хочу ли я этого? Это другое дело». Группа Kiss, съездившая в 2023 году на свои прощальные гастроли, возродится в виде голограмм. По окончании декабрьского концерта Kiss в Madison Square Garden на сцене появились голографические аватары музыкантов. По словам фронтмена Пола Стенли, «сейчас начинается новая эра Kiss». 

На возможность выступлений Nirvana с виртуальным Куртом Кобейном намекнул и басист группы Крист Новоселич: «Это вопрос цены». «Для меня будет честью снова разделить сцену с Кобейном», — сказал в одном из недавних интервью его коллега по Nirvana Дэйв Грол. В России успешно работает группа «Кино» с голосом Виктора Цоя, а в декабре 2024 года запланировано шоу к 60-летию лидера «Сектора Газа» Юрия Клинских с участием реальных музыкантов группы и с использованием «виртуального образа» фронтмена. 

Фестивалям не хватает хедлайнеров 

Организаторы крупных фестивалей под открытым небом бьют тревогу: крупнобюджетные звезды пренебрегают фестивальными ангажементами, предпочитая фокусироваться на собственных гастрольных турах и собственных стадионных постановках. Они более прибыльны. Отмечается также, что американские артисты теперь с гораздо меньшей охотой едут на фестивали в Британию. У них дома работает гибкая модель ценообразования, которая позволяет повышать цены на билеты в зависимости от спроса, в результате чего стоимость билета на концерт Брюса Спрингстина в 2023 году доходила до нескольких тысяч долларов. 

На британских фестивалях звезды класса А могут рассчитывать на гонорар в пределах $2 млн, в Европе — и того меньше. Американский рынок воспитывает у них совсем другие аппетиты. И еще один фактор. Если до Брекзита артист мог планировать фестиваль в Брюсселе или Париже буквально на следующий день после выступления в Англии, то теперь гораздо выше стал риск задержки аппаратуры на границе, а это ставит под удар весь ход британского или европейского фестиваля.       

Снова Spinal Tap 

Фильм «Это Spinal Tap» (1984), пародирующий жанр жизнеописания стадионной группы, давно приобрел культовый статус. Ручка громкости гитарного усилителя с 11 делениями вместо 10 — стопроцентный мем, рожденный фильмом. 

В марте 2024 года, к сорокалетию оригинальной ленты, выйдет ее сиквел — Spinal Tap II. По словам Роба Райнера, который снял оба фильма, в новой картине следует ждать появления Элтона Джона, Пола Маккартни, Гарта Брукса и других звезд. Помимо небывалого интереса меломанов старшего поколения, новый Spinal Tap — это еще и пример сохранения в сиквеле всей команды из первой части. На своих местах остался не только режиссер, но и исполнители ролей музыкантов вымышленной группы. 

Кадр со съемок фильма Spinal Tap II. Источник: соцсети
 

Не до танцев 

Журналисты, обозревающие туры больших звезд, отмечают, что зрители все меньше танцуют на концертах, даже на шоу таких звезд, как Мадонна, порождение андеграундных дискотек 1970-х. Эмили Бутл из iNews описывает свое посещение концерта в одной из точек тура Celebration так: «Это было мощное напоминание о  беспрецедентном влиянии Мадонны и ее новаторском духе. С таким сет-листом это было похоже на самую большую вечеринку в мире. За исключением одной мелочи: кажется, никто не танцевал». Зрителей на последнем турне Бейонсе наблюдатели описывают как «толпу зомби», и это при том, что танцевальных хитов в каталоге Queen B тоже хватает. Одна из главных причин смены манеры поведения на концертах — последствия изоляции в период пандемии COVID-19. 

Люди просто отвыкли двигаться, как раньше. И это при том, что они ломятся в стоячий партер, не жалея 100−200 евро за билет.

 

Вторая важная причина буквального «застоя» на концертах — съемки роликов для TikTok и прямые эфиры для друзей, которые должны быть идеальными с точки зрения картинки. Еще один важный факт: цены на билеты растут, и за эти деньги зритель хочет получить всю многообразную и многослойную картинку современного, высокотехнологичного и драматургически насыщенного шоу. Ничего нельзя пропустить. Каждый цент должен быть оправдан. Как танцевать на шоу U2 в новом лас-вегасском зале «Сфера»? Там только успевай головой вертеть. Призыв Мадонны из песни Vogue «пусть твое тело отдастся ритму» остается актуальным только на словах. Тело зрителя в нынешних условиях словно исчезает, от него остаются только глаза, уши и рука, держащая телефон


Ненапрасные жертвы

В 2023 году «Яндекс Музыка» представила механизм прямой поддержки артистов фанатами. По идее, он должен изменить всю модель распределения средств от стриминга. Если раньше топовые артисты получали больше всего денег и фанаты маленькой инди-группы никак не могли повлиять на ее доход, даже если слушали только ее, то теперь возможность активировать кнопку «поддержать донатом» есть у каждого верифицированного на BandLink артиста и его поклонники могут жертвовать ему напрямую. В целях поддержки нового сервиса с 1 января «Яндекс Музыка» будет удваивать каждый отправленный фанатом рубль. Решение революционное, хоть и не оригинальное: прямые донаты артистам в период пандемии появились в Spotify. Но важнее другое. Хватит ли жертвователям для принятия решения об отправке денег самого факта любви к артисту? Или они захотят получить от него нечто эксклюзивное, как это принято, например, на краудфандинговых площадках? 

«Телеграм» двигает музыку

Телеграм становится главным драйвером новой музыки. Рэпер Toxi$ (Андрей Смелянский), один из самых популярных артистов уходящего года по версии «Яндекс Музыки», за первое полугодие раскачал свою аудиторию в мессенджере в 27 раз — с 10 тысяч до 27 тысяч подписчиков, а сейчас их 373 тысячи. Его фишкой стало грамотное использование «кружочков» в телеграме. Комментаторы спорят, что в его роликах важнее — обаяние «зажигалочки-экстраверта» или «треки на рунглише про про сук, сиропчик и денежки». 

Как пишет канал «Сломанные пляски», «Toxi$ выбрал проверенную схему "приди за смешными кружочками, уйди с песнями"».

Материал из телеграм-канала Toxi$, @toxisslime4
 

Кино про «Руки вверх!» 

Отечественные кинематографисты работают над созданием игровых картин, посвященных героям поп-музыки 1990-х. Только что объявлено о начале съемок сериала о группе «Комбинация». В работе находится фильм о группе «Руки вверх!». В нем, помимо фронтмена Сергея Жукова, участвует и сооснователь группы Алексей Потехин. Параллельно Сергей Жуков участвует в создании мюзикла «Чебурашка». Наконец, группа «Иванушки Int.» окажется в центре повествования в новом фильме «Тур с "Иванушками"». По словам его создателей, лента расскажет о приключениях трех подруг, отправившихся на машине по югу России, чтобы отвлечься от проблем взрослой жизни и осуществить детскую мечту — попасть на концерт любимых музыкантов и поехать вслед за ними. Премьера «Тура с Иванушками» назначена на 20 июня 2024 года

Заново записанное 

Примеру Роджера Уотерса, записавшего заново альбом Pink Floyd «Dark Side Of A Moon», и Тейлор Свифт, которая выпускает один свой перезаписанный альбом за другим, последуют и другие артисты. Во-первых, это шанс исправить ошибки, пересмотреть подход к старым записям и адаптировать их к требованиям новых носителей и платформ. Во-вторых, возможность взять в свои руки управление фонограммами, которые когда-то оплачивали рекорд-лейблы. 

Угроза потерять доход от потенциально прибыльных записей привела к тому, что лейблы стали включать в контракты с артистами пункт, запрещающий перезаписывать их песни вне контракта в течение десяти, а то и тридцати лет.

Пять самых ожидаемых альбомов 2024 года

Дуа Липа 

Название альбома и дата его выхода неизвестны, однако после успеха песни из фильма «Барби» Dance The Night и сингла Houdini, который разрывает дискотеки прямо сейчас, альбом неизбежен. Тем более что несколько крупных фестивалей под открытым небом уже отдали Липе хедлайнерские слоты. 


The Smile — Wall of Eyes 

26 января выйдет второй альбом группы The Smile, в которую входят музыканты Radiohead Том Йорк и Джонни Гринвуд и барабанщик Том Скиннер. Когда группа выпускала дебютный альбом A Light for Attracting Attention (2022), эта затея воспринималась как легкомысленный тайм-аут между альбомами Radiohead. А теперь всё, что выпускают The Smile, вызывает едва ли не больший интерес, чем новости о Radiohead. Достаточно вспомнить клип на заглавную песню нового альбома, который снял режиссер Пол Томас Андерсон

The Last Dinner Party — Prelude to Ecstasy

Первый сингл девичьей группы The Last Dinner Party из Лондона вышел летом 2023 года, а к зиме название группы значилось в лайн-апах всех крупных фестивалей. Группа демонстрирует полное соответствие понятию «барокко-поп» как в музыке, так и в имидже. Осталось теперь, чтобы дебютный альбом не подкачал. Он выйдет 2 февраля.  


Idles — Tangk

Британские панки Idles намерены обнародовать свой новый альбом Tangk 16 февраля.  «Это наш альбом благодарности и силы», — говорит лидер группы Джо Тэлботт

MGMT — Loss of Life

Бруклинские мастера психоделики собираются выпустить первый за шесть лет альбом 24 февраля 2024 года. 


Фото: кадр из мультсериала «Эй, Арнольд!», steamcommunity.com
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова