Обзоры, Музыка — 17 декабря 2023, 16:43

Возвращенная реальность: «Аигел» и Катя Лель в мировых чартах, вторая жизнь «Короля и Шута», speed-up-ремиксы хитов и другие тенденции в музыке в 2023 году

Игорь Гаврилов изучил главные музыкальные тренды уходящего 2023 года и обнаружил, что большинство новых идей связано с эксплуатацией старых артистов и старых каталогов.

Старики в чартах  

Осенью 2023 года с большой помпой состоялись релизы новых творений двух величайших рок-групп — The Beatles и The Rolling Stones. Конкурировать в чартах в полном смысле этого слова они не могли, так как «Битлы» выпустили песню (Now And Then), а The Rolling Stones — целый альбом (Hackney Diamonds). Обе записи осуществлялись без членов классических составов групп. Hackney Diamonds — первый альбом «роллингов» после смерти барабанщика Чарли Уоттса, а в Now And Then звучат извлеченные из архивов голос Джона Леннона и гитара Джорджа Харрисона

Какими бы противоречивыми ни были эти релизы, фанаты в целом признали, что они могут носить высокое звание «произведений The Beatles и The Rolling Stones».

Все потому, что в них есть магия классических записей групп, есть их ДНК. С Now And Then впервые за 54 года The Beatles поднялись на вершину официального хит-парада Великобритании, но в США добрались только до 7-го места. Альбом The Rolling Stones также оказался на первом месте в Соединенном Королевстве и также не дотянул до вершины за океаном, занял лишь третье место в списке Billboard 200. Фанаты каждой из групп надеются на продолжение. 

Несмотря на преклонный возраст участников The Rolling Stones, они снова собираются в тур, а также вполне могут выпустить сиквел Hackney Diamonds — в альбом вошла лишь половина материала, записанного на зимних студийных сессиях 2023 года. Now And Then продавалась как «последняя песня The Beatles», однако битломаны знают о существовании набросков десятков песен, сделанных во время рекорд-сессий группы разных лет. Как показал опыт Now And Then, можно обойтись кассетным демо 45-летней давности и возглавить чарты.  

 

«Сфера» музыкальных интересов 

29 сентября концертом группы U2 на территории лас-вегасского казино-курорта Venetian Las Vegas открылся новый концертный зал MSG Sphere. Полнокупольная видеопроекция и звук, несущийся из 160 тысяч источников, сделали шоу ирландского квартета главной новостью информационных агентств. Единственный минус конструкции — невозможность возить ее на гастроли, и, стало быть, увидеть шоу U2 «U2:UV Achtung Baby» можно только в лас-вегасской «Сфере». Несмотря на стоимость создания «Сферы» ($2,3 млрд), ее владельцы уверены, что проект удастся окупить. 

Шоу U2 в зале MSG Sphere не было единственным инновационным решением на стыке музыки и видео в 2023 году. Незадолго до своей смерти японский композитор Рюичи Сакамото работал над концертом, формат которого определяют как «смешанная реальность». Проект назывался «Кагами», и в нем новая музыка маэстро дополнялась изображением с видеокамер и специальными очками для зрителей. Премьера шоу прошла летом этого года одновременно на Манчестерском международном фестивале и в нью-йоркском пространстве The Shed. 

Рюичи Сакамото до премьеры не дожил, но активно участвовал в подготовке зрелища. Композитор  играл на рояле десять своих пьес под прицелом 48 камер, которые фиксировали изображение со скоростью 60 кадров в секунду. Впоследствии зрители получили возможность наблюдать за «виртуальным» Сакамото не только сидя, но и перемещаясь по залу, при этом специально для «Кагами» был разработан аромат, который дополнял музыку

«Король и Шут» — главная группа России 

Благодаря популярности сериала о группе «Король и Шут» в марте 2023 года сразу семь песен этой группы вошли в топ-10 самых популярных композиций на «Яндекс Музыке». Первое место занял хит «Кукла колдуна» (на Apple Music эта песня в то же время была на 17-м месте), второе — «Лесник», третье — «Дурак и молния»

Параллельно с сериалом вышел двухсерийный документальный фильм о Михаиле Горшеневе, а в Москве и в Санкт-Петербурге демонстрировалась выставка «Панк-культура. Король и шут». Мощное промо давно несуществующей группы, что называется, на всех фронтах, в отечественной индустрии можно сравнить только с феноменом группы «Кино». 

Деньги Тейлор Свифт

Тейлор Свифт заработала в 2023 году свой первый миллиард долларов. 400 млн долларов она выручила от продажи музыкальных релизов и 370 млн заработала на концертах, плюс — фильм о туре, мерчандайз, реклама и прочее. В рамках мирового тура Eras прошло более 140 концертов Тейлор Свифт на пяти континентах, и он продолжится в 2024 году. Стоит отметить, что Свифт не только зарабатывает сама, но и дает работу другим. По оценкам Bloomberg Economics, концерты певицы в 2023 году принесли ВВП США $4,3 млрд. Также сообщалось о том, что певица выплатила  водителям трейлеров с ее аппаратурой премии в размере $100 тыс каждому, а общая сумма премий ее команде составила $55 млн. 

Увеличить состояние среди прочего Свифт помог переизданный альбом 2014 года «1989».

Певица подтвердила верность своей стратегии последних лет — перезаписывать старые альбомы и забирать себе полностью права на фонограммы, которые в изначальных версиях принадлежали рекорд-компании Big Machine и которыми она теперь не может распоряжаться. 

Подъем субжанров 

Одним из самых востребованных музыкальных жанров 2023 года был синтвейв. Описать его можно как взгляд из 2000-х на саундтреки к фильмам и видеоиграм 1980-х. Хороший пример — саундтрек к фильму «Тетрис», в котором вариациями на тему русской народной песни «Коробейники» (музыкальная темы игры) занимались люди в диапазоне от Pet Shop Boys до южнокорейской группы aespa

Интерес к синтвейву не снижался со времен релиза саундтрека к фильму Николаса Виндинга Рефна «Драйв», а в середине 2010-х внимание к жанру привлек сериал «Очень странные дела», сделавший 1980-е отдельной субкультурой новой эпохи. Феномен того же рода, но масштабом поменьше — южноафриканская музыка «амапьяно». Это сплетение дип-хауса, джаза и лаунжа с воздушными синтезаторными темами и массивными басовыми линиями. Амапьяно «выстрелил» благодаря ярким танцевальным роликам в тиктоке, а главные селебрити-фаны этого субжанра — Wizkid и Burna Boy

Мармеладный прорыв

В ноябре трек певицы Кати Лель «Мой мармеладный», выпущенный в 2004 году, занял третье место в чарте Viral 50 на стриминге Spotify. Причина — невероятная популярность песни в TikTok, причем ролики на песню снимали преимущественно зарубежные пользователи. Они использовали трек с русским текстом несмотря на то, что существует и англоязычная версия. Анализ механизмов, возносящих треки к вершинам TikTok-популярности, — дело бесполезное, можно лишь догадываться, что сработало — какая-нибудь смешная девушка в русской shapka, точное попадание «муа-муа» в чей-то поцелуй или «залет» песни в видео блогера-многомиллионника. Очевидно одно: умение писать цепкие припевы — суперспособность автора песни Максима Фадеева, вспомним хотя бы успех «Мамы Любы» 2011 года. 

В некоторых чартах «Мой мармеладный» уступил другому треку из России. Это песня группы «Аигел» «Пыяла» из одноименного альбома, записанного в 2020 году на татарском языке. В декабре благодаря успеху в Shazam трек возглавил чарты Apple Music в 10 странах. Своим взлетом трек обязан сериалу «Слово пацана. Кровь на асфальте», с которым он неразрывно связан, хотя, судя по титрам, там звучит кавер на эту песню.


Не стоит забывать и саундтрек к игре Atomic Heart, в который наряду с оригинальной музыкой вошли песни советских композиторов: «Арлекино», «Трава у дома», «Косив Ясь конюшину», «Звездное лето» и другие. А главным хитом саундтрека стал фонк-ремикс на песню «Комарово» в исполнении Игоря Скляра. В западной музыкальной критике даже существует термин «дрифт-фонк», которым описывают высокотемповую смесь трэпа, хип-хопа и вейпорвейва, зародившуюся в конце 2010-х в России. 

Старые песни ускоряются 

TikTok заставляет артистов  делать ускоренные версии своих старых хитов. Вследствие этого ускоряются и сами видеоклипы, давно известные поклонникам. Ускоренные версии песен подходят для семейных видео и для рекламы. Поэтому, если вас коробит голос британской певицы Raye в ускоренной в полтора раза версии ее хита Escapism, просто смиритесь с тем, что вокруг есть много людей, которых он устраивает. У плейлиста ускоренных треков Speed Up Songs в Spotify почти миллион подписчиков. В него входят как недавние хиты TikTok типа Bad Habits Стива Лейси, так и давно знакомые публике Lights Элли Голдинг и Summertime Sadness Ланы Дель Рей. В YouTube пользуются популярностью Say It Right Нелли Фуртадо и On the Floor Дженнифер Лопес, ускоренные в соответствии с запросами нового поколения. 

Тренд проник в домашние ролики вроде «танцев Уэнсдэй» под ускоренную версию Bloody Mary Леди Гаги. Специалисты индустрии отмечают, что ускоренные треки способствуют возвращению в чарты оригинальных версий. «При этом, вместо того чтобы тратить $50 тыс. на ремикс от топового диджея, можно за доступные деньги сделать speed-up-версию трека и получить более впечатляющий результат», — говорит в интервью The Guardian глава отдела артистов и репертуара Universal Music Group Нима Нассери.     

Оригинальные треки становятся короче

Выплаты артистам определяются количеством прослушиваний трека продолжительностью 30 или более секунд, независимо от его общей длительности.

Миллион прослушиваний вашего двухминутного трека принесет вам столько же денег, сколько за миллион прослушиваний четырехминутного хита Vampire получит Оливия Родриго или сколько миллион стримов «Отеля "Калифорния"» (6 минут 30 секунд) принесет группе The Eagles. Артисты стремятся сделать вступление к «хуку» и первый куплет как можно короче, чтобы слушатель быстрее добрался до ударной части. Дело не только в выплатах, но, конечно, и в трендах тиктока — куда без него. У нынешнего поколения средняя продолжительность концентрации внимания составляет 8,25 секунды, это на 4,25 секунды меньше, чем в 2000 году, и меньше, чем у золотой рыбки в вашем аквариуме. Если в 2013–2018 годах средняя длительность песни, звучащей на поп-радио, составляла 3 минуты 50 секунд, то в 2022-м она была уже не более 3 минут. Хит Сэма Смита и Ким Петрас Unholy длится 2 минуты 35 секунд, As It Was Гарри Стайлса длится 2 минуты 47 секунд — такими короткими были только ранние рок-н-роллы 1950-х. 

Классика живее всех живых 

Классическая музыка — один из самых быстрорастущих жанров в мире с точки зрения использования в современном контенте. Количество классической музыки, задействованной в видеороликах на YouTube, в 2023 году выросло на 90% по сравнению с 2022-м. Создатели контента — блогов, подкастов, короткометражек — ищут для своих творений первобытные эмоции, а партитуры, чей возраст исчисляется веками, полны драмы и способны действовать непосредственно на нервную систему. 

Фото: giphy.com
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова
Новости — 17:44, 18 сентября
Стало известно, когда выйдет роман Пелевина «Круть»
Новости — 16:22, 18 сентября
Утром йога, днем — браслетерия, вечером — музыка в горах. New Star Weekend выкатил таймлайн фестиваля
Новости — 15:19, 18 сентября
От сессии до сейшна. Куда ходили и ходят студенты — миллениально-зумерский гид от Антохи МС и Андрея Савочкина