Интервью, Кино — 11 декабря 2023, 17:02

«Ты что, ни разу в кино не снималась?» Соня Присс, Владислав Ценёв, Варвара Володина и другие актеры о неудачах на пробах, типажах и объективной критике

Идеальная работа на большом экране, внимание прессы и народное признание не достаются молодым артистам с первого раза. Прежде, чем радоваться долгожданной премьере и собирать все сливки с удачного проекта, актеры, без преувеличения, падают и поднимаются по несколько раз на дню. Кастинги — это не вечер за покером, но и здесь иногда приходится проигрывать и начинать заново. Мы поговорили с новыми звездами российского кино, чтобы больше узнать о закулисье профессии, неуспешных кастингах, критике фанатов и коллег по цеху и лично убедиться в том, что никакие провалы не должны рушить карьерные планы.

Иван Лаврухин («Черная весна», «Новенькие») 

Пробы 

Я уверен, что не только среди актеров, есть расхожее выражение: «Ну, это опыт». Эта фраза не появилась просто так, она в какой-то степени дает нам возможность «беречь» свою нервную систему, а актеру — спокойнее переживать каждое неутверждение на роль. Долгое время я только это себе и говорил. Но важно, чтобы этот опыт шел дальше — в созидательное. Сейчас у меня есть такое место, место для реализации своей творческой необходимости — «Неигровой театр» Жирайра Газаряна. В период отсутствия ролей в кино я перманентно занимаюсь в лаборатории при этом театре, работаю над Достоевским, Чеховым, Стриндбергом и другими. И осознаю, что профессия «актер» обязывает тебя к постоянному развитию, самопознанию и практике.

 

Много факторов влияют на утверждение тебя на ту или иную роль: начиная от твоих профессиональных навыков и наработок (твоей домашней работы), заканчивая запросами аудитории или же внутренними процессами проекта. Но один кастинг все-таки запомнился особенно. Мне было 15 лет, проходил пробы в проект «Училка» (2015), честно готовился к ним неделю, занимался монологом и так вышло, что я просто перегорел. Ждал в очереди. Пропустил кого-то, потерял свое место. В итоге прождал три часа. В общем, я был зол и в таком же настроении в итоге прочел монолог. Сейчас понимаю, что мне не хватило мастерства, но и я уже другой человек и иду дальше. 

Я — не режиссерская и не продюсерская команда, поэтому предполагать и гадать, какой типаж мой или не мой и почему меня не взяли — вообще не в моем стиле. Я считаю, эта расфокусировка внимания актеру вредит. Актеру надо работать и собой заниматься. «Погаснет мысль не трудящаяся», — говорил Достоевский. Так и погаснет в бездействии и унынии (ой, а как пострадать мы любим) то, что мы называем «свет» и харизма актера. Если хотите, посмотрите сериал «Актрисы» (2023), там это хорошо показано. Какие типажи мне не подходят, тоже не берусь ответить. Дайте мне полгода, условия для репетиций — я сделаю любую роль. А что, если я скажу, что так может каждый актер, который честно работает и готовится к роли? В советском театре было нормой закладывать на постановочный период спектакля полгода. Думаю, это не просто так. Если заложить время, то из самого последнего красавчика можно сделать самого скромного и целомудренного парня (позволю себе поиграться стереотипами) или сильного криминального авторитета (как было с Киллианом Мерфи в «Острых козырьках», например) и мы будем ему верить. 

Типаж — это условность.

Иван Лаврухин в сериале «Ловец снов» (2022)
 

Тем не менее я понимаю, что сейчас реальность такова, что в кино все чаще ищут и утверждают людей, которые максимально точно подходят в данный момент под именно эту роль. Поэтому, снимаясь в кино 15 лет и имея высшее профильное образование, я занимаюсь в лаборатории, нарабатывая инструментарий и расширяя диапазон. И счастлив, что знаю, что ничего не знаю.

Бывают периоды, когда не приглашают на пробы, замораживаются проекты. Период «затишья». Но это такая профессия. Ты можешь сниматься год-два безвылазно и потом столько же сидеть без работы. Это выбор, который мы сделали. Я вообще считаю, что актеры — смелые и очень сильные люди. Бредут в темноте без фонарика и ищут дверцу, верят, что она есть, знают это. Каждый актер пришел в профессию за чем-то своим, со своей сверхзадачей. Это дает ему возможность в самое унылое для него время знать, что все встанет на свои места, наступит свет и не уйдешь уже никогда. За это я очень уважаю всех представителей индустрии. 

Иван в сериале «Новенький» (2021)
 

Критика 

Важно понимать, что критика не всегда отрицательная, а еще интереснее, что зачастую она не относится лично к тебе. Помню, после второго сезона «Новенький» (2021) в социальных сетях некоторые парни негодовали, «почему я так с девушками обращаюсь», писали с угрозами. «Говори адрес, мы приедем, поговорим», — были и такие вещи. Неприятно в моменте, но понимаю — роль вызвала эмоции, люди верят в то, что на экране реальный человек, а не персонаж. Это знак того, что у меня получилось создать художественную реальность. А более того, я рад, что эти парни вообще писали мне. Ведь это говорит лишь об одном — у людей есть принципы и знание правды.

Даниил Вершинин («Пищеблок», «Бизон: Дело манекенщицы»)

Пробы

Конечно, неудачные кастинги были и не раз. Но все приходит с опытом. Чем больше багаж неудачных кастингов, тем больше впереди удачных. Есть много причин, почему могут быть неудачные попытки. Например, нужно понять, кто твой герой по сути, когда порой тебе никто о нем не рассказывает и не дает характеристики, каким он должен быть. Текст необходимо знать так, чтобы не думать о том, ошибешься ты или нет (точнее, даже не думать о тексте вообще). Ну и самая простая и банальная причина — это твой типаж, который вообще не соответствует видению режиссера.

Критика

Критика была и будет всегда. И я, и любой другой, хоть самый именитый актер, от нее не защищен. Сколько людей — столько мнений. Не будешь всем мил, как говорится. У каждого свой вкус. И я к этому отношусь спокойно. Главное, чтобы была вера в то, что ты делаешь и что делаешь это искренне. Я просто с детства закален в разного рода соревнованиях, выступлениях и, конечно, были неудачи, но как-то постепенно привыкаешь бороться и преодолевать трудности.

Даниил Вершинин в сериале «Пищеблок»

Варвара Володина («Черная весна», «Краш-тест», «Голова-жестянка»)

Пробы

В первую очередь хочу сказать, что важно воспринимать все провальные пробы как полезный опыт. Я не считаю, что получить отказ — это неудача и если тебя куда-то не утвердили, это не всегда означает, что ты плохо справился с задачей. Важную роль играет типаж, коннект с режиссером и с партнерами. Например, в последнем нашем проекте «Краш-тест» (2023) ко мне не было вообще никаких вопросов — я устраивала режиссерскую команду и соответствовала заданной героине. Но были и максимально неприятные ситуации. Однажды я пришла на встречу с режиссером, которая с порога начала меня отчитывать. Основная претензия ко мне была в отсутствии образования, хотя я никогда этого не скрывала. Поэтому было ощущение, что она специально пригласила меня, чтоб выговориться, как ее это не устраивает! После прямых оскорблений я решила уйти и всех остальных призываю уважать себя

Объяснять отказы именно на пробах — совсем не распространенная практика в России, чаще всего никто не узнает, почему получил отказ.

Варвара Володина на съемках фильма «Голова-жестянка» (2023)

Критика

Я очень положительно отношусь к критике, если это реальная критика, а не просто оскорбления (на такое я стараюсь не реагировать, либо могу посмеяться). Если ты считаешь, что ты гений, идеально справился с ролью и тебя невозможно критиковать, то это не тот путь. У меня много вопросов к таким людям. А так, зрители, люди со стороны могут заметить что-то, чего не заметила я. Это же здорово, вообще не вижу в этом проблемы. Опустить руки мне точно из-за этого не хотелось — жестче, чем я сама себя критикую, никто не критикует.

Варвара в фильме «Голова-жестянка» (2023)
Варвара в фильме «Краш-тест» (2023)

Соня Присс («Серебряные коньки», «Сквозь время»)

Пробы

Иногда ты подсознательно чувствуешь, что проект «не твой», но мозг тебя убеждает: такой интересный сценарий, было бы здорово поработать с этим режиссером. Ты идешь на пробы, и, конечно же, они оказываются неудачными. Но не по причине плохого материала, а потому что ты сам не был готов, недостаточно горел этим. Это все очень хорошо видно. Я думаю, что из каждого такого неутверждения можно выносить уроки. У меня так было не раз, и я всегда стараюсь понять, где ошиблась. Представь, что тебе доверяют главную роль в классном проекте, а у тебя просто не хватает сил, интереса, энергии на нее — и зачем тогда все это? Разве это нужно зрителю? Ты должен что-то привнести в проект. 

Каждая роль — это ответственность.

Фото: Алена Пылай

Иногда один комментарий на пробах может совершенно выбить из колеи. Однажды я пробовалась на очень интересную роль в историческом проекте, с азартом начала играть сцену, но тут кто-то из группы строго крикнул: «Сделай шаг вперед, встань нормально в свет! Ты что, ни разу в кино не снималась?» Я тогда совершенно потерялась, даже не помню, как доиграла сцену. На тот момент у меня за плечами было уже больше 15 проектов, в том числе «Серебряные коньки» (2020). Еще случается, что твое видение и видение режиссера просто не совпадают. А если вы не на одной волне, то и работать дальше вам будет сложно, процесс будет тяжелым.

Критика

Чего только не бывает. Пару раз мне в социальных сетях писали сообщения в духе: «Ты такая плохая актриса, зачем ты так поступила с персонажем? Он/она этого не заслуживали! Надо было поступить по-другому!» Серьезно, я не шучу. В такие моменты понимаешь, что в принципе реагировать на все сообщения и комментарии не нужно. И неважно, позитивные они или негативные. Для меня было откровением, что есть зрители, которые в принципе не понимают, как устроено кино. Они считают, что актер приходит на площадку и сам решает, что будет дальше происходить в фильме. А режиссер, сценарий — это всего лишь буквы в титрах. Объективная критика — на вес золота и объективную критику (от режиссеров, от моего агента, от коллег-актеров) я очень люблю и ценю!

Соня Присс в фильме «Серебряные коньки» (2020)

Владислав Ценёв («На ощупь», «Жить жизнь»)

Пробы

Начну с того, что неудачных кастингов у меня не было. (Смеется.) На самом деле, я бы уточнил, что такое неудачный кастинг в моем понимании. Это, в первую очередь, достаточно технические вещи со стороны актера: когда ты приходишь неподготовленным, не зная текста, сценария, персонажа, когда не слышишь партнера. Все это примеры неудачного кастинга. Лично я считаю, что это непозволительно. Нас так воспитали в театральном, привили дисциплину, поэтому у меня такого опыта не было.

Фото: Анна Наумова

Конечно, бывает и так, что пробы не удаются, но, скорее, со стороны режиссера: когда артист не чувствует отдачи. К сожалению, случается, что постановщик не знаком со сценарием. И тогда не складывается общение и не происходит творческой химии. Как-то мне пришли пробы на... Назовем это проект N. Хорошая, большая история, главная роль. Это была зима 2021 года, пробы прошли замечательно, но через месяц пришел ответ, что меня хотят пробовать на второстепенную роль. Меня это, конечно, задело, но я поехал, потому что в целом это абсолютно нормальная ситуация. 

Прошел еще месяц, и мне позвонили и сказали, что все же хотят снова попробовать меня на главную с героиней, которая уже утверждена. В итоге меня утверждают через три дня. Я был счастлив! И тут начинается читка с режиссером и актрисой, мы готовимся к проекту, и в какой-то момент мне звонит агент и говорит, что меня сняли с этой роли, и предлагают второстепенную, на которую я пробовался. 

Владислав Ценёв в фильме «На ощупь» (2022)

Думаю, это тяжелый момент для любого артиста. Такое бывало со мной, я вроде как был внутренне готов, но, когда такое случается, ты обычно этого не ждешь. Я пожил с мыслью о том, что меня все же не утвердили на главную роль, и через два дня позвонил агенту, сказал, что не хочу сниматься в другой роли. Но, наверное, мой агент умнее, хитрее, поэтому она сказала, что нужно попробовать, согласиться и показать, что у нас есть достоинство. Я подумал, что это очень правильное замечание, потому что с моей стороны это была реакция, скорее, моего внутреннего ребенка, и в итоге согласился. Ох, не зря! Режиссер и партнерша были прекрасные, роль получилась проработанной, и я рад, что все случилось. Этот опыт меня закалил и дал определенные возможности. 

В моменте мы зачастую не видим полноценной картины и не знаем, для чего нам дан тот или иной опыт. Понимание приходит позднее.

Критика

Мой самый главный критик — это я сам. Постоянно занимаюсь самокопанием. Не знаю, когда это началось, скорее всего, во время моего обучения в театральном. В этом, конечно, беда нашего образования. Когда не дают проявляться личности и индивидуальности. И если эту историю не преодолеть в вузе, то потом приходится тяжело в работе. Но если ты готов бороться, то эта борьба тебя выведет на новый уровень. И я очень благодарен своим педагогам из РГИСИ (Российский государственный институт сценических искусств. — Прим. SRSLY), которые бросили мне этот вызов. Я с этим совладал. Но тем не менее самокритика и самоцензура у меня большие и крепкие, я над этим стараюсь работать и обязательно хвалю себя, если сделал что-то достойное

Владислав в сериале «Жить жизнь» (2023 – ...)

В интернете же не читаю никаких комментариев и критику в свой адрес, потому что вся эта негативная энергия мне не близка. Никто, правда, не спрашивал моего совета, но раз уж я об этом говорю: советую раскрывать собственные таланты и думать, что вы еще можете сделать и каким образом вне кастингов. Уверен, что талант есть у каждого человека. Важно прислушиваться к себе и не делать того, что тебе не нравится.

Фото: gifer.com
Образ жизни — 12:21, 23 ноября
Что бы посмотреть? «Контакты. Игра», «Читатели» и другие новые шоу
Новости — 16:05, 22 ноября
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Новости — 13:40, 22 ноября
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 13:10, 22 ноября
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости — 11:31, 22 ноября
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More