Для Shortparis 2023-й стал насыщенным в плане сопричастности к киноиндустрии. С зимы группа успела выпустить саундтреки сразу к нескольким проектам. Сначала был тандем из двух песен к «Жене Чайковского» Кирилла Серебренникова, потом заглавная композиция к детективному триллеру «Фишер», а в прошлом месяце на стримингах появился альбом с музыкой из «Чувств Анны» Анны Меликян. Поэтичный марафон с грохотом прерывает EP «Гроздья гнева», где коллектив впервые играет «чистенький панк». По крайней мере, так с лукавством заявляют сами участники Shortparis.
Новый мини-альбом — пожалуй, самая ироничная пластинка в дискографии группы. Трек-лист открывается с «Хорового кружка», который первые несколько секунд звучит в точности как песня «Яблонный сад» из одноименного альбома двухгодичной давности. Однако следом Николай Комягин глумливо пародирует свой же голос, а в вакуумную акустику врываются ударные. Резкость и экспрессия не покидают слушателей вплоть до последней песни, превращая музыкальное полотно в одну сплошную эмоцию. «Это обновленный панк в стиле темной эстетской тревожности, симбиоз недосказанности, боль и исцеление. В меру жесткий, в меру жизненный, но, скорее, привычно драматичный», — заявляют авторы.
Эффектный EP состоит из пяти композиций. Премьере предшествовал выход лид-сингла «Гроздья гнева» и клипа на него. Песня названа в честь романа Джона Стейнбека, ставшего олицетворением социального протеста периода Великой депрессии. Свой сборник Shortparis тоже выстраивают на контрпунктах, сопротивлении и раздражении. В то же время он не теряет привычных элементов повседневности, которые присущи предыдущим работам коллектива. «Гроздья гнева» не уступают предшественникам и в плане разнородности образов: здесь и Анна Ахматова, и Мао Цзэдун, и танцующий Сатана, и кто только не.
К слову, на контрасте со взволнованной музыкой Shortparis совсем иначе звучит релиз другого представителя российской экспериментальной сцены. Несколько дней назад свежую пластинку представил электронщик Антон Маскелиаде. В «Сдвижных картинках» он рефлексирует о трансформации понятия дома под аналоговые синты и успокаивающий эмбиент. А обложка сборника вдохновлена персонажем советского мультфильма «Украденный месяц», который с самого детства отпечатан в памяти Антона.