Репортаж, Кино — 10 октября 2023, 17:39

Эй, маяк! Дневник третий: фрау Янковская, «Каникулы» в енотовом городе, якутский истерн «без соплей»

В завершение фестиваля припали к «тяжеловесам» — якутскому кино и картинам от именитых постановщиков. Здесь и «Каникулы» Анны Кузнецовой, завоевавшие Гран-при «Маяка», и «Чума» Дмитрия Давыдова с наградой за режиссуру, и «Фрау» Любови Мульменко, обласканная призами за сценарий (самой Мульменко) и лучшую женскую роль (Лиза Янковская).

Четвертый день начался с козырей — «аудита» смыслов в фильмах. На деловой программе выступил Алексей Герман-младший (Garpastum, «Довлатов»), который с сожалением отметил, что в авторском кино все меньше визионеров — за исключением разве что якутского кинематографа. «У нас сейчас великое кино никто не снимает. Есть милые, неплохие фильмы о том, как живут люди в провинции, но это все через десять лет забудется», — посетовал режиссер.

При этом конкурсная программа в этот день началась как раз с картины о том, как в одном селе в Республике Саха живут два мужика: Иван (Георгий Бессонов) делает лодки, Влад (Евгений Николаев) рубит лес и продает дрова. Оба в одиночку воспитывают сыновей: жена Ивана умерла, а супруга Влада ушла от него и уехала к родственникам на Север. Иван — терпила и мямля, а Влад — альфа-самец, который хочет вырастить из своего отпрыска «настоящего мужика», унижая и поколачивая его от случая к случаю. Однажды между мужчинами происходит конфликт, после которого побитого Ивана уносят зализывать раны, а его сын Тихон окончательно разочаровывается в бесхребетном отце. С этого дня Тихон начинает постоянно зависать с Владом, помогать ему по хозяйству, подражать в мелочах, постепенно становясь лесорубу ближе, чем родной отпрыск. 

Кадры из фильма «Чума»

Такова завязка сюжета «Чумы» от режиссера Дмитрия Давыдова («Пугало», «Эт»). Осмелимся предположить, что имеется в виду патриархальная чума токсичной маскулинности, с которой боролись в сериале «Два холма». С привычной для якутского кинематографа медитативной неспешностью на экране разворачивается драма о людях, которые не умеют решать вопросы, не прибегая к насилию. Давыдов строит сюжет вокруг уже неоднократно подсвеченной проблемы и не предлагает какого-то нового взгляда на нее. Так что Алексей Герман-мл. оказался прав в своей категоризации: «Чума» — неплохая, но проходная работа.

Завязка «Фрау» Любови Мульменко (сценаристка «Купе номер 6», «Верности», etc.) отчасти напоминает «Год рождения»: парень с расстройством аутистического спектра (Вадик Королев) знакомится с девушкой out of his league, а та пытается перекроить всю его жизнь. Но дьявол кроется в деталях. В то время как Филипп (Эльдар Калимулин) из «Года рождения» был одержим панк-группой из 90-х, Ваня из «Фрау» фанатеет от Тиля Уленшпигеля и ведет себя как герой куртуазных романов о рыцарях. Он работает продавцом в магазине туристических товаров и хранит в морозилке тетрадку с написанной от руки сказкой о его неудачном опыте первой любви, очень сильно его травмировавшем.

Лиза Янковская и Вадик Королев в фильме «Фрау»

В один прекрасный день Ваня идет с коллегой в театр, где видит на сцене балерину Кристину (Лиза Янковская) в образе Жизель. По каким-то своим критериям он решает, что из этой девушки получится хорошая жена, и начинает неуклюже ухаживать за Кристиной. Она, в свою очередь, только что пережила расставание с женатым любовником намного старше нее (Алексей Розин) и даже рада заполнить пустоту в сердце кем-то столь нелепым. Ваня же считает своим долгом посвятить жизнь служению прекрасной даме, и утонченная балерина с вечно печальными глазами как никто другой подходит на эту роль.

Любовь Мульменко сняла весьма обаятельную драмеди о том, что ничего стоящего и долгоиграющего не получится создать без любви. Вадик Королев с обезоруживающей улыбкой и лучистым взглядом сильно напоминает молодого Филиппа Янковского, а его партнерша по фильму выдает то же сочетание детскости и язвительной колкости, что и Ингрид Олеринская в «Неадекватных людях». Продолжительность аплодисментов после показа «Фрау» вполне могла попасть в новости — прямо как знаменитые овации на Каннском кинофестивале.

Лиза Янковская и Вадик Королев в фильме «Фрау»

«Новый Берлин» режиссера Алексея Федорченко («Небесные жены луговых мари») был добавлен в программу фестиваля в последний момент — за сутки до открытия. Это мокьюментари, состоящее из двух сюжетно связанных, но совершенно различных по стилистике частей: «Тайна пятисот пропавших девственниц» и «Енотовый город». Стоит отметить, что это самый длинный фильм «Маяка» — он идет чуть больше двух часов, и досмотреть его до конца непросто даже людям, привыкшим к смелым артхаусным экспериментам.

Первая часть по сюжету перекликается с предстоящим сериалом «Горящий тур»: мужчина (Андрей Карасев) приезжает в Колумбию, чтобы найти следы своей тетки Берты, пропавшей в 1956 году вместе с другими девушками, ступившими на борт корабля «Глория». В расследовании ему помогает дочь, тоже Берта (Дарья Коныжева, sister from another mister Сэди Синк), которая тоже внезапно исчезает. Эта часть в самом деле снималась в Колумбии с участием множества непрофессиональных актеров.

Кадры из фильма «Новый Берлин» (сегмент «Тайна пятисот пропавших девственниц»)

Сегмент «Енотовый город» сделан в формате found footage — мы видим фрагментарные записи со старых пленок, рассказывающие о жизни на тайной нацистской базе в Антарктиде. Покрытые витилиго наследники Третьего рейха занимаются художественной самодеятельностью, боготворят енотов и творят вещи, от которых у Ракеты из «Стражей Галактики» шерсть на загривке встала бы дыбом. Съемки из душевой и фрагменты с беззаботно играющими детьми перемежаются интервью с бургомистрами Нового Берлина и записями авангардных спектаклей. Все вместе это создает шизофреническую картину социума, подчиненного одной бредовой идее.

Кадры из фильма «Новый Берлин» (сегмент «Енотовый город»)

На закрытие фестиваль припас драмеди «Каникулы» от Анны Кузнецовой (дебют в полном метре) — еще один ансамблевый проект про школьников, которые пытаются постичь уроки жизни. На этот раз история строится вокруг калужского театрального кружка, летящего в Сочи на некий всероссийский фестиваль школьных театров. Со школьниками едут строгая завуч Мария Генриховна (Полина Кутепова) и руководитель кружка Таня (Дарья Савельева). Первая отвечает за порядок и дисциплину, вторая — за soft skills и эмоциональный интеллект.

Отчасти перед нами бадди-муви про двух женщин, которые становятся best frenemies.

Не меньше внимания уделяется и членам кружка, где можно найти школьников разного возраста с разными проблемами: пока самая юная актриса писается в постель, ее старшие товарищи уже страдают от неразделенной любви и ощущения безвозвратно уходящего детства. На все это накладываются поспешные репетиции, неожиданные изменения в сценарии, которые приходится вносить в последний момент, и попытки нелепой цензуры со стороны организационного комитета фестиваля, не умеющего считывать метафоры. «Каникулы» — определенно ироничное и меткое, но вместе с тем беззлобное «на тебе!» в адрес существующей системы кинофестивалей со строгими отборами и непрозрачной внутренней иерархией. При этом фильм не скатывается в тотальный стеб и не превращается в нечто, интересное только погруженным в индустрию людям. «Каникулы», как и «Королевство», — о первой встрече с жестокой реальностью, страхе перед новым этапом жизни и том лицемерии, с которым нередко приходится сталкиваться подросткам.

Кадры из фильма «Каникулы»

Пока без новых Бергманов и Феллини, но все же «Маяк» доказывает, что в индустрии есть авторы, способные бороться за самость и оригинальные сюжеты.

Фото: кадр из фильма «Каникулы»
Новости — 17:00, 21 ноября
«Манифестировать» стало словом года по версии Кембриджского словаря
Новости — 14:50, 21 ноября
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости — 12:38, 21 ноября
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»
Новости — 19:40, 20 ноября
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Новости — 16:00, 20 ноября
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым