На барабане, как иногда называют финальные титры, можно увидеть огромный список имен тех, кто причастен к производству фильмов и сериалов. При этом непосредственно в кадре зрители видят только малую часть команды, а огромная съемочная группа остается без должного внимания. Именно о тех, кто делает кино, но никогда не входит в кадр, мы и хотим рассказать в новой рубрике «Имя в титрах».
Героями первой части стали мастера перевоплощений, отвечающие за облик актеров в кадре, — художники по гриму. Как люди приходят в эту профессию, с чем им приходится работать на съемочной площадке и чего не хватает в профессии — все это и кое-что еще в монологах практикующих художников по гриму.
Как становятся художниками по гриму
Максим Князев
Преподаватель киношколы «Студия 24», работал над проектами «Дикий 4», «Барсы», «Пропавший без вести. Второе дыхание»
В этом году девять лет, как я погрузился в кино с головой. И даже не спрашивайте, как меня туда занесло… Начинал я вовсе не с грима. Все началось раньше, я еще не осознавал, что уже в секте. (Смеется.)
Просто так сложилось, что моя семья из индустрии и на площадках разного рода я бывал очень часто. Мне было все безумно интересно, творчество окружало со всех сторон, а так как изначально я художник, то делал зарисовки прямо с площадки, своего рода пятиминутки. Потом меня стали приглашать художники-постановщики. Я помогал в декорировании объектов для разных проектов, рисовал картины под проекты. На тот момент я познакомился с Ниной Кравчук (художница по гриму. — Прим. SRSLY) и с ее легкой руки поехал учиться на пластический грим. После этого я окончательно определился с выбором сферы деятельности.
Теперь прошло уже семь лет. На сегодняшний момент я являюсь практикующим художником-технологом компании «Сестры Грим» и общаюсь с ведущими западными коллегами в своей сфере. А еще обучаю на ассистентов художника по гриму в киношколе «Студия 24». За плечами уже более 20 проектов, для которых изготавливались детали, трансферные татуировки и другие важные вещи. Самым запоминающимся для меня проектом в качестве художника стал проект Минкульта «Опера в метро». А в качестве допгримера — «Непрощенный» с Дмитрием Нагиевым.
Больше всего в этом всем, помимо работы на площадке, мне нравится изучать и придумывать разные вариации создания эффектов грима, которые в хорошем смысле обманывают зрителя. Был забавный случай, когда, получив очередную партию товара из Англии, я экспериментальным образом придумал, как сделать быстрые накладки, а уже потом через какое-то время прочитал в специализированном журнале для гримеров все то, до чего я дошел методом тыка! И это круто — значит, я на верном пути!
Антонина Травинина
Работала над проектами «Клипот», «Клипмейкеры»
Я всегда мечтала работать в кино. Конечно, все представляла себе по-другому, более сказочно, но все равно, вся эта киношная суета очень вдохновляет и влюбляет.
На карантине в 2020 году в какой-то момент мне пришла в голову идея: «Хочу заниматься гримом». Иногда я работала аниматором, и там нужно было уметь рисовать детям аквагрим. Я подумала, что было бы круто не только работать с детьми, но и осуществить свою мечту. Плюс я всегда обращала внимание на пластический грим, когда это минимальное или полное перевоплощение персонажа, и всегда восхищалась. Мне было очень интересно, как это можно сделать. Когда закончился карантин, я пошла к знакомому визажисту в своем родном городе на обучение. Мне очень нравилось: такая суперженская атмосфера, чувствовала себя максимально комфортно. Отучилась и минимально подрабатывала, копила на переезд в Москву.
Когда переехала, почти с первых дней каким-то случайным образом попала на площадку фильма «Клипмейкеры» Григория Константинопольского, правда, в департамент костюма. Это был шок в хорошем смысле. Во-первых, там были артисты, которые мне безумно нравились, во-вторых, прекрасная команда, и с некоторыми я до сих пор общаюсь. Опыт работы с Григорием Михайловичем не забуду никогда, очень интересный режиссер.
Там же я познакомилась со своим куратором на курсах в школе «Студия 24» Ниной Кравчук, она была художником по гриму на данном проекте. Долго не думая, решила пойти к ней учиться. Так и началась история с департаментом грима. Вместе с ней преподавал прекрасный Максим Князев. Они очень многому меня научили, и меня начали приглашать в другие проекты. Оказалось, что в сфере действительно большой дефицит кадров. Все сложилось как надо само собой.
Попадая на площадку, восхищаешься общей работой всех цехов. Это невероятный, колоссальный труд столького количества людей, которых, к сожалению, не все знают. Ну и невероятная атмосфера — слегка нервная, иногда с черным юмором, но всегда в любви к друг другу и общему делу!
Анастасия Швандырева
Работала над проектами «Эффект домино», «Пианистка 2», «Я обещаю молчать»
Я выбрала направление грим, потому что я всегда была творческим человеком, любила мастерить руками, рисовать, лепить. Люблю участвовать и наблюдать за процессом преображения человека в другой образ, особенно если это ранения или фантазийный грим.
Когда я в первый раз пришла на площадку, все было новым для меня, и меня поразила скорость, которая требуется для работы.
Когда начинается работа над гримом в кино
Максим Князев
Все начинается на этапе читок сценария. Когда все творческие единицы проекта, прочитав сценарий и представив свою картинку в голове, пытаются уложить это в один котел. С учетом пожеланий канала/платформы/продюсеров это всегда очень живая дискуссия и борьба. Далее после учета всех «хотелок» разрабатывается образ и представляется режиссеру и продюсерскому составу на пробах. На этом этапе мы очень часто делаем все совместно с нашими ближайшими коллегами — художниками по костюму. Этот момент очень важен, так как во время проб не только смотрят грим, но и под образ подбирают подходящую фактуру артиста.
Антонина Травинина
Работа над образом начинается действительно задолго. Даже еще до утверждения артиста. Всегда нужно отталкиваться от поставленной задачи, желания и видения режиссера и зрителя, от характера киногероя, в общем, от многих факторов.
Конечно, начинается все со сценария, обсуждения, каким должен быть герой, нужно ли что-то добавить из спецэффектов (шрамы, раны, кровь, тату, украшения). Бывает так, что подбирают актеров, подходящих по типажу к конкретному персонажу, а бывает, что нужно подстроиться под определенно выбранного человека, который даже может и внешне не подходить под образ, но ты должен сделать все максимально так, чтобы попало на все 200%.
Тут важны насмотренность и развитая фантазия. Ты ищешь референсы во многих фильмах, картинах, людях. Вдохновение можно искать не только в искусстве, но и в повседневной жизни, в окружающих вещах. Смотришь, ищешь, рисуешь эскизы, много-много раз кидаешь режиссеру, вы много обсуждаете и приходите к каким-то общим решениям. Потом происходят пробы с артистами, все еще продолжаете искать варианты образов, пробуете несколько разных. И окончательный вариант вы всегда видите на экране. Это может быть попадание с первого раза, а может быть миллион проб разных причесок и макияжей.
Что самое сложное в работе гримеров
Максим Князев
Стрессоустойчивость. Умение удержать в голове все моменты сценария: где, когда и по какой причине происходят изменения персонажей. Умение руководить и правильно распределить силы своего цеха.
Антонина Травинина
Переживание за результат. Художник по гриму ответственный за все! В первую очередь за свою команду и за артистов. Очень многое зависит от того, какая у художника команда профессионалов, атмосфера в цеху.
Мы несем ответственность за артистов, за то, как они выглядят, что мы используем из продуктов для их грима, всегда нужно узнавать, есть ли на что-то аллергия, и проверять сроки и качество продукции. Для художника важно быть в курсе всего. И, конечно, следить, в каком виде артист вышел из гримерки и в каком он зашел в кадр, и если нужно, быстро сделать поправки.
Я думаю, что наш цех должен быть в связке со всеми остальными цехами больше всего: операторы, гафферы и костюм, наверное, наши самые близкие коллеги. Плюс важно находить общий язык и иногда индивидуальный подход к каждому человеку. Но гримцех самый «ближний» для артистов, и поэтому с ними всегда прекрасные дружеские отношения.
Анастасия Швандырева
Самое сложное в работе ассистента художника по гриму и гримера, я думаю, — понять, что хочет художник по гриму, поправить актера в нужный момент (для этого нужно заметить то, что нужно поправить). И, конечно, оставаться внимательным, несмотря на сложный график и переработки.
Когда работу гримера заменяет графика
Максим Князев
Решение об использовании графики принимается на этапе читок и проб. Есть несколько факторов, которые влияют на данное решение: финансовая часть, время, за которое должен быть сделан образ, и технические факторы (например, артист должен совершать какие-то сложные трюки или что-то подобное), а также время года и много другое.
Антонина Травинина
Лично я еще не сталкивалась с тем, чтобы мы делали какие-то раны компьютерной графикой, все делаем сами. Но, думаю, иногда, когда нужно показать у героя оторванную ногу, то происходит маленькая магия кино, и тогда уже используется графика.
Как пример вспомнился момент из фильма Кристофера Нолана «Темный Рыцарь», когда Харви Дент, уже лежа в больнице, становится Двуликим. Там ничего не делали с лицом актера именно гримеры, все благодаря компьютерной графике, потому что чисто анатомически очень сложно сделать такой грим, даже пластический. Иногда даже пластикам требуется дополнительная компьютерная графика, чтобы доработать какие-то детали для более реалистичного эффекта.
Что изменилось в индустрии за последние два года
Максим Князев
Сейчас, мне кажется, очень большой подъем в киноиндустрии. Мы, «Сестры Грим», — единственные в России официальные дистрибьютеры лидеров производства грима в Европе и США. Все наши партнеры продолжают работу с нами. Да, стало чуточку сложнее, но это нас не ограничило, а, наоборот, дало стимул, помимо доставки, создавать свои линейки. Например, в начале весны я презентовал свою линейку трансферных синяков. И уже совсем скоро выйдет линейка очень крутых трансферных шрамов. Поэтому, я думаю, у нас все впереди.
Антонина Травинина
Еще можно достать иностранные бренды, но теперь это не так просто, как раньше. В России тоже есть хорошая продукция, но, конечно, зарубежная чуть лучше.
Анастасия Швандырева
Конечно, стало сложнее купить некоторые позиции, плюс поднялась цена на них. Но сейчас российская индустрии начала активно развиваться и уже есть свои компании, где можно закупиться качественной продукцией. Будем надеяться, что дефицит быстро восполнится.
Что хочется изменить
Максим Князев
Нужно избавиться от дефицита профессиональных людей в индустрии. Это касается не только грима. Работать должны квалифицированные профессиональные люди, фанатики своего дела. Тогда и российское кино станет интересным. Есть большая проблема, когда снимать хотят дешево, быстро и качественно, желательно с голливудским рейтингом. Но так не бывает, нужно выбирать. Поэтому я и решил преподавать в киношколе: так можно подготовить самых востребованных специалистов и очень быстро подключить их к проекту.
Антонина Травинина
Я бы хотела, чтобы для грима организовали профсоюз. Потому что некоторые права ущемляются, по моему мнению. Да и в целом наша киноиндустрия должна быть более организованной.
Анастасия Швандырева
График — соблюдать время на отдых или снимать не шесть дней подряд, а меньше. Переработки — в идеале, конечно, не допускать, но в случае необходимости доплачивать.