Как родилась идея хора, и как она уживается с вашим современным администрированием?
Мне стало интересно позаниматься музыкой в качестве хобби. Мой друг, в тот момент певший в хоре, сказал: «Приходи к нам — попробуешь, может быть, тебе это будет интересно». Я пришел, попробовал и с удивлением обнаружил, что есть настоящий параллельный мир, с которым мир популярной, общедоступной музыки практически не пересекается. Я имею в виду хоровой мир.
По всей стране у нас существует огромное количество коллективов различных вузов, предприятий, государственных учреждений, которые даже периодически устраивают фестивали, соревнуются, ездят на гастроли. Т.е. приезжает в город целый поезд, где 10, 20, 30 хоров из других областей — все выгружаются, три дня поют, потом вручают друг другу бумажки, что «ты молодец» и «ты молодец», и радостно уезжают обратно. Но музыканты должны стремиться быть популярными, выйти на большую сцену. При этом, как правило, они все находятся в окуклившемся состоянии и живут в своем собственном мире.
Эта картина вызывала у меня недоумение. Мне захотелось это исправить и наполнить зал людьми, которые не пересекаются с этой хоровой тусовкой. И казалось (со временем выяснилось, что я реально был прав), что как раз аудитории Shortparis, Хаски и далее по списку всех наших артистов — было бы интересно новое, диковинное музыкальное звучание в формате самостоятельной гаражной группы, только вместо рока — хоровое пение.
Выйти на большую сцену, судя по всему, удалось быстро. Новая сцена Александринского театра — это достаточно престижно.
На нашем первом концерте был один зритель — мы решили, что это будет такой художественный акт. У хоровых коллективов принято считать днем рождения — первый концерт, и теперь мы в свой ДР, каждое 15 марта, устраиваем и, надеюсь, будем долго еще устраивать перформанс для одного зрителя с единственным билетом, который обычно разыгрываем в инстаграме. Это был наш дебютный концерт, уже потом мы пошли на фестиваль-конкурс «Радуга».
А третьим концертом стал Sofar Sounds (международная серия секретных концертов, где место проведения становится известным только за три дня до события, а лайн-ап — по мере выхода музыкантов на сцену. — Прим. SRSLY). На этом выступлении нас уже слушало 400 человек, многие из которых занимаются организацией концертов.
Они нас позвали на вечеринку LEGAL’NAYA. Дальше была Новая сцена «Александринки».
У вас же была эпичная история набора состава через соцсети.
Это такой проект, где мы не рисковали ничем, поэтому устраивали всякие смешные истории. Один из способов: девочка, которая одной из первых пришла в хор, зарегистрировалась в тиндере и сделала там хоровой аккаунт. Поскольку молодые люди для хора обычно проблема (в основном девочки приходят петь), она вела охоту в приложении — и весьма успешно, надо сказать. К нам пришли люди, которые до сих пор поют с удовольствием и для которых музыка стала важнее этого первого знакомства. Потом я подумал: а где же наша целевая аудитория? И мы обратились в караоке-бар Poison за помощью (если вы знаете такой в Санкт-Петербурге).
Я неоднократно сам исполнял там песни Pantera и Faith No More (американские метал-группы. — Прим. SRSLY).
Как и все мы. Поэтому я подумал, что местной публике это будет интереснее — то есть лучше ловить вокалистов там, чем на выходе из филармонии. Мы постучались в администрацию их паблика во ВКонтакте, написали: «Дайте, пожалуйста, разместить у вас объявление». Ребята пошли навстречу, хотя про нас еще никто не знал.
В Бруклине или Бронксе можно наблюдать такую низовУю активность: акапелла-квартеты, исполняющие соул-стандарты на перекрестках.
Я даже больше скажу. У нас, наверное, есть похожие форматы: это принимает форму практически хобби выходного дня, когда люди после тяжелого дня в офисе собираются без амбиций попеть, отдохнуть. Но при этом мы пытаемся быть артистами.
При этом у вас не стоит в целях достижение коммерческой прибыли?
Ну, тут как. Мы бы с удовольствием ее извлекли. Но, поскольку это большой формат, заработать столько, чтобы этого хватило на 50 артистов + еще 10 человек (техников, звукорежиссеров, дирижеров и т.д.) — весьма проблематично.
Знаю, что вы согласовываете каждый кавер с авторами.
Абсолютно.
А какие обычно реакции и отзывы?
На самом деле, у нас пока еще (тьфу-тьфу-тьфу, как говорится, постучим по дереву) не было ни одного отказа. Мы присылаем демку, где звучит уже готовое произведение, записанное на репетиционной базе.
В основном все откликаются в формате: «Ой, как круто, а я не знал, что моя музыка может так звучать!»
Изначально это все-таки песни, не рассчитанные на академическое звучание. Что касается репостов, то, да, наши работы уже можно встретить в соцсетях очень многих исполнителей в том или ином виде. Обычно они нас очень поддерживают, что весьма радует.
Мы начали очень удачно в ковид и первую песню («Гори, гори, гори» Монеточки. — Прим. SRSLY) записывали удаленно, сидя дома: каждый снимал себя на камеру, а потом из этого монтировали ролик. Выложили его в инстаграм, и Лиза сразу же сделала репост. Это было очень приятно: абсолютно неизвестный артист получил одобрение и поддержку со стороны известного музыканта.
Как происходит превращение поп-песни в ораторию? У вас, похоже, работают серьезные хоровые аранжировщики.
У нас уже есть пять или шесть профессиональных аранжировщиков с высшим музыкальным образованием, которые специализируются на написании подобного рода музыки. Мы обращаемся к ним после предварительного отсева материала и, как правило, еще дополняем его неким контекстом, потому что стараемся делать наши концерты более чем просто концертами, скажем так. В отличие от очень многих других хоров, у нас есть возможность писать «персональные» аранжировки и создавать то, что называется концептуальным альбомом, где каждая песня связана с предыдущей.
В этом есть некое логическое повествование, нарратив. Мы дополняем это пояснениями аранжировщику: «Хотим вот, чтобы это звучало грустно, в такой-то манере, здесь, пожалуйста, добавь так, а тут так». Он уходит от нас, скажем, на месяц и возвращается с готовым произведением.
Кстати, об альбоме. Я так понимаю, у вас пока не выходило большой пластинки?
Мы пока что натужно пишем EP.
То есть интенция записать полноценный лонгплей у вас таки имеется? Потому что я вижу, как концептуальный альбом вполне себе целиком выстраивается из прослушанного мной материала.
Совершенно верно. Смотрите, у нас есть два формата выступления. Первый — это концерты, когда нас зовут на фестивали или на сольник (кстати, 11 августа в «Севкабель Порт»). Второй творческий путь: на Новой сцене Александринского театра мы сейчас ставим концерт-спектакль, в котором, собственно говоря, и присутствует этот пока еще не записанный, но уже спетый в формате концерта концептуальный альбом, где 13 треков связаны между собой и рассказывают определенную историю, дополненную театрализованным действием.
Мы уже четыре раза показывали его в Александринке, возможно, повезем в Москву. Это как раз тот самый альбом, который нам нужно записать. Он уже готов внутри головы, вообще полностью сформирован. Осталось только выплеснуть на бумагу.
У вас и сайт, и соцсети оформлены по-петербургски — с элементом абсурдизма и хармсовщины. Я связываю это с тем, что вы сами арт-директор успешного медиа-агентства.
Да, все так. Сейчас, собственно говоря, я в офисе до сих пор сижу и арт-директорствую. Внутри меня получился очень качественный симбиоз этих творческих личностей, потому что довольно многие принципы работы я перенес из IT/digital в музыкальный коллектив. И это туда здорово легло и круто наладило определенные процессы — от организации работы коллектива, прихода на репетицию, мотивации, наказания за непосещение репетиций, заканчивая постановками дедлайнов и прочая, и прочая. Наверное, в больших коллективах и определенные бытовые вопросы решать все-таки проще. Троим проще договориться, кто с собой берет в турне гитару, кто — зубную щетку и кто — спальный мешок. А когда вас 50 человек, то нужно чисто административно решать задачи: чтобы люди не опаздывали, чтобы люди приходили, чтобы никто не забыл костюм, чтобы ушли, не поломав мебель — даже случайно.
Когда мы только начали, я сделал сайт, который мы всем показывали на переговорах: «Смотрите, какие мы клевые…», в скобочках про себя добавляя: «…будем». А у собеседника сразу возникали в голове картинки: «О, какая-то приличная организация!» Так что это, безусловно, помогает.
Бытует мнение, что сейчас вообще сайт (landing page) иметь не актуально, а все делается через соцсети.
Безусловно. Но я бы сказал так: сайт стал определенной роскошью, потому что это долго, дорого и, к сожалению, не всегда офигенно. Основное количество аудитории приходит к нам в соцсети — посидеть, скажем так.
Человек, набирая в интернете наше название, может зайти на наш сайт и сказать: «Ух ты, интересно!»
Кстати о костюмах — у вас и мерч есть.
Футболки. Какое-то время назад ребята меня просили: «Давай сделаем что-нибудь из одежды, чтобы я ходил по улицам и гордился тем, что пою в хоре». Мы решили их выпустить для наших поклонников, но пока не дошли руки до того, чтобы их разместить на сайте и начать продавать. Пока они лежат у меня дома.
Остается только спросить, какие у вас ближайшие стратегические планы.
Сейчас мы записываем совместный трек с одним достаточно известным исполнителем. И вообще, несколько наших исполнителей обратилось к нам с идеей: «Чуваки, а не хотите ли feat?» Мы, естественно, всем сказали, что хотим. Поэтому ожидайте, что в относительно ближайшем будущем появится какое-то количество свежих треков ваших любимых артистов, в которых будет звучать хор. Второе: мы сейчас нацелены на гастроли в Москву, потому что до сих пор выступали исключительно в Петербурге. А из Москвы наши поклонники пишут и просят нас приехать. Плюс мы готовим уже вторую программу. Наш первый концептуальный альбом мы считаем написанным (хотя пока и не записанным, к сожалению). Но мы уже начали писать второй. Пускай лежит, готовится, настаивается.