Интервью, Музыка — 27 июля 2023, 05:50

Не надо слов, не надо паники. Интервью с худруком хора Attaque de Panique Виктором Улаевым

С 4 по 5 августа на Кожевенной линии, 30 (СПб) пройдет фестиваль «Планета K-30» — смотр главных достижений современной музыкальной культуры, в лайн-апе которого соседствуют Shortparis, Bad Balance, Lovanda, Хаски, «Механический пес» во главе с Дельфином и SIMACH во главе с Денисом Симачёвым, а также многие другие суперактуальные артисты. Одним из украшений ивента станет шоу Attaque de Panique — самого экстравагантного хора страны с битбоксом, необычной сценографией и репертуаром от Монеточки до «Хадн Дадн». Виктор Улаев — худрук, арт-директор и рядовой тенор коллектива — рассказал, как Tinder помогает рекрутингу вокалистов и как хобби превращается в серьезный художественный акт.

Как родилась идея хора, и как она уживается с вашим современным администрированием?

Мне стало интересно позаниматься музыкой в качестве хобби. Мой друг, в тот момент певший в хоре, сказал: «Приходи к нам — попробуешь, может быть, тебе это будет интересно». Я пришел, попробовал и с удивлением обнаружил, что есть настоящий параллельный мир, с которым мир популярной, общедоступной музыки практически не пересекается. Я имею в виду хоровой мир.

По всей стране у нас существует огромное количество коллективов различных вузов, предприятий, государственных учреждений, которые даже периодически устраивают фестивали, соревнуются, ездят на гастроли. Т.е. приезжает в город целый поезд, где 10, 20, 30 хоров из других областей — все выгружаются, три дня поют, потом вручают друг другу бумажки, что «ты молодец» и «ты молодец», и радостно уезжают обратно. Но музыканты должны стремиться быть популярными, выйти на большую сцену. При этом, как правило, они все находятся в окуклившемся состоянии и живут в своем собственном мире.

Эта картина вызывала у меня недоумение. Мне захотелось это исправить и наполнить зал людьми, которые не пересекаются с этой хоровой тусовкой. И казалось (со временем выяснилось, что я реально был прав), что как раз аудитории Shortparis, Хаски и далее по списку всех наших артистов — было бы интересно новое, диковинное музыкальное звучание в формате самостоятельной гаражной группы,  только вместо рока — хоровое пение.

Поэтому я в конечном итоге нашел человека, который поверил в мои фантазии, — нашего дирижера Дмитрия Шелковина. Мы с ним начали этот проект, и вот он успешно существует уже третий год. Знаете, наверное, каждый, кто увлекается современной музыкой, может назвать топ-3 любимых рокера и, возможно, даже топ-3 джазмена. Но если я практически любого, даже глубоко заинтересованного музыкой человека, спрошу про топ-3 любимых хора, то мне, скорее всего, никто ничего не ответит. Потому что, пожалуй, относительно популярный, на слуху — это «Хор Турецкого» или коллектив musicAeterna, но не более того.

Выйти на большую сцену, судя по всему, удалось быстро. Новая сцена Александринского театра — это достаточно престижно.

На нашем первом концерте был один зритель — мы решили, что это будет такой художественный акт. У хоровых коллективов принято считать днем рождения — первый концерт, и теперь мы в свой ДР, каждое 15 марта, устраиваем и, надеюсь, будем долго еще устраивать перформанс для одного зрителя с единственным билетом, который обычно разыгрываем в инстаграме. Это был наш дебютный концерт, уже потом мы пошли на фестиваль-конкурс «Радуга»

А третьим концертом стал Sofar Sounds (международная серия секретных концертов, где место проведения становится известным только за три дня до события, а лайн-ап — по мере выхода музыкантов на сцену. — Прим. SRSLY).  На этом выступлении нас уже слушало 400 человек, многие из которых занимаются организацией концертов. 

Они нас позвали на вечеринку LEGAL’NAYA. Дальше была Новая сцена «Александринки»

Если учитывать, что начали мы выступать в марте 2022 года, а Новая сцена была у нас уже в июле, то это действительно очень быстро.

У вас же была эпичная история набора состава через соцсети.

Это такой проект, где мы не рисковали ничем, поэтому устраивали всякие смешные истории. Один из способов: девочка, которая одной из первых пришла в хор, зарегистрировалась в тиндере и сделала там хоровой аккаунт. Поскольку молодые люди для хора обычно проблема (в основном девочки приходят петь), она вела охоту в приложении — и весьма успешно, надо сказать. К нам пришли люди, которые до сих пор поют с удовольствием и для которых музыка стала важнее этого первого знакомства. Потом я подумал: а где же наша целевая аудитория? И мы обратились в караоке-бар Poison за помощью (если вы знаете такой в Санкт-Петербурге). 

Я неоднократно сам исполнял там песни Pantera и Faith No More (американские метал-группы. — Прим. SRSLY).

Как и все мы. Поэтому я подумал, что местной публике это будет интереснее — то есть лучше ловить вокалистов там, чем на выходе из филармонии. Мы постучались в администрацию их паблика во ВКонтакте, написали: «Дайте, пожалуйста, разместить у вас объявление». Ребята пошли навстречу, хотя про нас еще никто не знал. 

Сама по себе идея зажигала людей с самого начала: «О, интересно, давайте попробуем!»

В Бруклине или Бронксе можно наблюдать такую низовУю активность: акапелла-квартеты, исполняющие соул-стандарты на перекрестках. 

Я даже больше скажу. У нас, наверное, есть похожие форматы: это принимает форму практически хобби выходного дня, когда люди после тяжелого дня в офисе собираются без амбиций попеть, отдохнуть. Но при этом мы пытаемся быть артистами.

При этом у вас не стоит в целях достижение коммерческой прибыли?

Ну, тут как. Мы бы с удовольствием ее извлекли. Но, поскольку это большой формат, заработать столько, чтобы этого хватило на 50 артистов + еще 10 человек (техников, звукорежиссеров, дирижеров и т.д.) — весьма проблематично.

Знаю, что вы согласовываете каждый кавер с авторами.

Абсолютно.

А какие обычно реакции и отзывы?

На самом деле, у нас пока еще (тьфу-тьфу-тьфу, как говорится, постучим по дереву) не было ни одного отказа. Мы присылаем демку, где звучит уже готовое произведение, записанное на репетиционной базе. 

Когда артист видит, как 50 человек поют его произведение, ему это, как правило, даже наверное льстит.

В основном все откликаются в формате: «Ой, как круто, а я не знал, что моя музыка может так звучать!»  

Изначально это все-таки песни, не рассчитанные на академическое звучание. Что касается репостов, то, да, наши работы уже можно встретить в соцсетях очень многих исполнителей в том или ином виде. Обычно они нас очень поддерживают, что весьма радует. 

Мы начали очень удачно в ковид и первую песню («Гори, гори, гори» Монеточки. — Прим. SRSLY) записывали удаленно, сидя дома: каждый снимал себя на камеру, а потом из этого монтировали ролик. Выложили его в инстаграм, и Лиза сразу же сделала репост. Это было очень приятно: абсолютно неизвестный артист получил одобрение и поддержку со стороны известного музыканта.

Как происходит превращение поп-песни в ораторию? У вас, похоже, работают серьезные хоровые аранжировщики. 

У нас уже есть пять или шесть профессиональных аранжировщиков с высшим музыкальным образованием, которые специализируются на написании подобного рода музыки. Мы обращаемся к ним после предварительного отсева материала и, как правило, еще дополняем его неким контекстом, потому что стараемся делать наши концерты более чем просто концертами, скажем так. В отличие от очень многих других хоров, у нас есть возможность писать «персональные» аранжировки и создавать то, что называется концептуальным альбомом, где каждая песня связана с предыдущей.

В этом есть некое логическое повествование, нарратив. Мы дополняем это пояснениями аранжировщику: «Хотим вот, чтобы это звучало грустно, в такой-то манере, здесь, пожалуйста, добавь так, а тут так». Он уходит от нас, скажем, на месяц и возвращается с готовым произведением.

Кстати, об альбоме. Я так понимаю, у вас пока не выходило большой пластинки?

Мы пока что натужно пишем EP. 

Все же такой большой формат и такое большое количество артистов, естественно, накладывают определенные ограничения и на запись в том числе.

То есть интенция записать полноценный лонгплей у вас таки имеется? Потому что я вижу,  как концептуальный альбом вполне себе целиком выстраивается из прослушанного мной материала.

Совершенно верно. Смотрите, у нас есть два формата выступления. Первый — это концерты, когда нас зовут на фестивали или на сольник (кстати, 11 августа в «Севкабель Порт»). Второй творческий путь: на Новой сцене Александринского театра мы сейчас ставим концерт-спектакль, в котором, собственно говоря, и присутствует этот пока еще не записанный, но уже спетый в формате концерта концептуальный альбом, где 13 треков связаны между собой и рассказывают определенную историю, дополненную театрализованным действием

Мы уже четыре раза показывали его в Александринке, возможно, повезем в Москву. Это как раз тот самый альбом, который нам нужно записать. Он уже готов внутри головы, вообще полностью сформирован. Осталось только выплеснуть на бумагу.

У вас и сайт, и соцсети оформлены по-петербургски — с элементом абсурдизма и хармсовщины. Я связываю это с тем, что вы сами арт-директор успешного медиа-агентства.  

Да, все так. Сейчас, собственно говоря, я в офисе до сих пор сижу и арт-директорствую. Внутри меня получился очень качественный симбиоз этих творческих личностей, потому что довольно многие принципы работы я перенес из IT/digital в музыкальный коллектив. И это туда здорово легло и круто наладило определенные процессы — от организации работы коллектива, прихода на репетицию, мотивации, наказания за непосещение репетиций, заканчивая постановками дедлайнов и прочая, и прочая. Наверное, в больших коллективах и определенные бытовые вопросы решать все-таки проще. Троим проще договориться, кто с собой берет в турне гитару, кто — зубную щетку и кто — спальный мешок. А когда вас 50 человек, то нужно чисто административно решать задачи: чтобы люди не опаздывали, чтобы люди приходили, чтобы никто не забыл костюм, чтобы ушли, не поломав мебель — даже случайно

Когда мы только начали, я сделал сайт, который мы всем показывали на переговорах: «Смотрите, какие мы клевые…», в скобочках про себя добавляя: «…будем». А у собеседника сразу возникали в голове картинки: «О, какая-то приличная организация!» Так что это, безусловно, помогает.

Перформанс réflexion от Attaque de panique на Новой сцене Александринского театра

Бытует мнение, что сейчас вообще сайт (landing page) иметь не актуально,  а все делается через соцсети.

Безусловно. Но я бы сказал так: сайт стал определенной роскошью, потому что это долго, дорого и, к сожалению, не всегда офигенно. Основное количество аудитории приходит к нам в соцсети — посидеть, скажем так. 

На сайт заходит меньше людей, но тем не менее, это же визитка — как костюм, как элемент нашего как раз образа и стиля.

Человек, набирая в интернете наше название, может зайти на наш сайт и сказать: «Ух ты, интересно!»

Кстати о костюмах — у вас и мерч есть.  

Футболки. Какое-то время назад ребята меня просили: «Давай сделаем что-нибудь из одежды, чтобы я ходил по улицам и гордился тем, что пою в хоре». Мы решили их выпустить для наших поклонников, но пока не дошли руки до того, чтобы их разместить на сайте и начать продавать. Пока они лежат у меня дома.


Остается только спросить, какие у вас ближайшие стратегические планы.  

Сейчас мы записываем совместный трек с одним достаточно известным исполнителем. И вообще, несколько наших исполнителей обратилось к нам с идеей: «Чуваки, а не хотите ли feat?» Мы, естественно, всем сказали, что хотим. Поэтому ожидайте, что в относительно ближайшем будущем появится какое-то количество свежих треков ваших любимых артистов, в которых будет звучать хор. Второе: мы сейчас нацелены на гастроли в Москву, потому что до сих пор выступали исключительно в Петербурге. А из Москвы наши поклонники пишут и просят нас приехать. Плюс мы готовим уже вторую программу. Наш первый концептуальный альбом мы считаем написанным (хотя пока и не записанным, к сожалению). Но мы уже начали писать второй. Пускай лежит, готовится, настаивается.

Фото: предоставлено пресс-службой
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова