Женя, вот ты — креативный продюсер. Что это значит?
Да, я Женя и я — креативный продюсер. Для меня это совмещение СТОЛЬКИХ профессий, просто мама не горюй. Я как кофе 3-в-1 — только вкусный. Обычно мне надо придумать идею, написать концепт, защитить все это дело, найти продакшен или спродюсировать съемку самой, попутно вдохновив команду, чтобы каждый поверил в проект, который мы делаем, ну а потом довести результат до монтажа. Дальше — защитить монтаж перед командой или заказчиком и выложить в интернет. Только после этого я для себя считаю, что проект выполнен.
Кстати, недавно мне посчастливилось попробовать себя в креативном продюсировании ивента. Я придумывала оригинальную концепцию мероприятия, прописывала зонирование, еще и с подрядчиками договаривалась. Это, конечно, очень интересно, но сил отнимает больше, чем всякие штучки в интернете мутить. Так что низкий поклон людям, которые делают ивенты: вы — герои.
Ты всегда хотела стать креативным продюсером? С чего в целом начиналась твоя карьера?
Я не знала, кем хочу быть и уж точно понятия не имела, что это за зверь такой — креативный продюсер. Кстати, когда моя бабушка узнала, что я поступила на продюсера, она перекрестилась и спросила: «Неужели на это учат?», и до моего второго курса думала, что я буду сутенером. (Смеется.)
Креативить я начала уже в «Сметане», придумывала форматы и интеграции. Процесс поиска референсов, описания идей и подготовки презентаций меня просто безумно вдохновлял. Я тогда обожала креативный серфинг в интернете, да и до сих пор его очень люблю.
Полноценным креативным продюсером я стала, когда пришла на канал СТС. Мы придумывали ютьюб-шоу, получали финансирование и снимали. Было весело. До сих пор с самой большой любовью вспоминаю то время, когда у меня была своя банда и мы творили, что хотели.
Мы познакомилась, когда ты уже была готовым спецом, который знает, что делает. А как ты пришла в продюсирование?
Изначально я поступала на факультет востоковедения в СПбГУ, но баллы за ЕГЭ были не очень высокими и, чтобы увеличить свои шансы, мы с мамой пошли смотреть другие вузы. И вот, я открываю старинную дверь Санкт-Петербургского институт кино и телевидения, захожу внутрь и четко понимаю, что буду тут учиться. Откуда у меня это чувство возникло, я до сих не понимаю. Но иногда оно мне подсказывает, что будет дальше. В итоге я выучилась на продюсера кино и телевидения и случайно попала в рекламу. Потом были клипы, один полнометражный фильм («Клад», 2015), работа на ютьюб-каналах «Крем», «Личка» и «Сметана ТВ», СТС и more.tv.
В «Сметану» я тоже пришла случайно. Меня пригласил Саша Лапук, когда они только запустились, и сказал, что от них уходит продюсер и им нужна я. У меня даже собеседования не было. В первый день мне сказали, что через три месяца мы едем в Африку, мол, готовься (это вылилось в 9 выпусков шоу «Парни пробуют Африку». — Прим. SRSLY). Я была самым счастливым человеком, так как искала работу, в которой можно творить, шутить и путешествовать по миру.
Не работа, а мечта! (Смеется.) А какой момент ты бы назвала прорывным в своей карьере?
Мне кажется прорыва, как такого не было. Надеюсь, что он наступит в будущем. Были моменты, когда я искренне гордилась собой и своей командой. Например, мы придумали и защитили один проект, но он, к сожалению, не выстрелил. Приколюхи со «Сметаной», наши экспедиции в Африку и Мексику, огромный спонсорский проект Stream Stand Up на три сезона, ютьюб-шоу «Это мэтч», мои ролики со съемок «Трудных подростков»... Но вообще я больше всего горжусь людьми, с которыми работаю. В этом плане я очень везучий человек, потому что меня всегда окружают самые крутые и талантливые ребята.
Расскажешь про свой опыт в режиссуре? Знаю, ты этим горишь.
Режиссировать я мечтала всегда, но почему-то боялась. Впервые я была сорежиссером клипа Oxxxymiron и Rigos в далеком 2014 году. Вместе с Алиной Пязок и Юрой Исхаковым мы вышли на улицы ночного Питера и в итоге сняли клип, потратив на него только 5 тысяч рублей. Дальше я довольно долго ничего не снимала — все-таки у меня сильно развит синдром самозванца. В «Сметане» я частенько режиссировала наши ролики. А когда пришла в СТС, то стала полноценным режиссером шоу, которые сама и придумала («Это мэтч», «Дети делают мультфильмы», «Поколения»). А в 2022 году на съемках одной рекламы постановщик попал в больницу, и мне пришлось сесть в режиссерское кресло. Все прошло отлично. После этого я начала снимать гораздо активнее. И даже пошла учиться на режиссера.
Как выглядит твой рабочий день? Что тебе в нем больше всего нравится, а что совсем нет?
Ох, сложный вопрос. Сейчас у меня много работы и учебы, а еще максимально неопределенный горизонт планирования, так как я вообще не понимаю, где я окажусь в следующем месяце. Плюс мой рабочий день очень зависит от места, где я нахожусь. Если в офисе, коворкинге или дома, то первым делом я наливаю себе большую чашку кофе, просматриваю сайты и телеграм-каналы, которые меня вдохновляют. Потом открываю ToDo-приложения, за полчаса формирую список дел и в течении дня стараюсь закрыть максимальное количество задач. Больше всего я люблю находить референсы и прописывать идеи. В процессе творчества я будто сливаюсь с миром, не чувствую своего тела. Иногда, чтобы довести идею до финала, я по 5-6 часов не встаю со стула и не замечаю, как проходит время. (Смеется.)
Если предстоит рабочий день на площадке, то я отковыриваю себя с кровати и еду на съемки. Там у меня включается режим максимальной осознанности. Съемочная площадка — это единый живой механизм, где все друг от друга очень зависят. Поэтому я стараюсь быть максимально приветливой и очень внимательной, чтобы ничего не пропустить.
У людей в диджитале часто есть свои pet-проекты (проект, который разработчик делает для себя, в свободное от основной работы время. — Прим. SRSLY). Что ты создавала/создаешь чисто в свое удовольствие?
С pet-проектами пока не очень получается, так как надолго меня не хватает. Поэтому у меня есть недопет-проекты: еще в 2018 году я завела свой ютьюб-канал — WonderBragina, где лежит несколько небольших документалок, пара подкастов по два выпуска, плюс в конце прошлого года я сняла короткий метр.
Сейчас много времени съедает учеба и спорт, и благодаря этому я становлюсь более собранной и с гордостью довожу текущие проекты до финала. (Улыбается.)
Я учусь в школе «Индустрия» на курсе режиссуры рекламы и клипов у Кати Телегиной. Еще я постоянно покупаю интересные мне курсы, но сейчас, кстати, не так активно, потому что основная учеба дорогая.
Ты когда-нибудь считала, сколько денег уходит на учебу?
Там какие-то заоблачные цифры. (Смеется.) Кажется, что за этот год я отдам за новые знания где-то 250−300 тысяч…
В каком направлении ты бы хотела развиваться?
Хочу стать режиссером кино, прям хорошим. Это моя цель на ближайшие 10 лет.
Часто ли меняется твой вектор интересов?
Нет, в последнее время я наконец-то остепенилась. С 20 до 30 лет я успела поменять кучу профессий — от ресторатора до оператора, поэтому теперь я придерживаюсь четкого вектора.
Я уверена, что любой человек от природы креативен. Только, чтобы найти свое творческое начало, надо выполнить три условия.
— вернуться в детство. Мы все были детьми, а дети — это генераторы всего креативного. Если не верите, что вы у вас есть творческая жилка, вспомните себя ребенком. Что вы любили делать, во что вы играли, какие истории придумывали. Креатив — это мини-погружение в детские фантазии. Ведь, возвращаясь к первоисточнику (то есть к своему детству), вы обретаете себя. Поэтому, для того чтобы творить, надо очень хорошо разбираться в себе, знать, что ты любишь, что тебя вдохновляет, приносит удовольствие и так далее;
— найти свои ритуалы. Чтобы привлечь вдохновение, я всегда немного ритуализирую начало процесса: наливаю себе кофе в красивую (это обязательно!) чашку, убираю все ненужное со стола, открываю свои пины в Pinterest, смотрю что интересного и крутого вышло за последний день. И только потом открываю задачки. Но это мои обряды! Агата Кристи, чтобы запустить свой мыслительный процесс, мыла посуду, а Эмиль Золя привязывал себя к стулу и только так мог думать и писать;
— упорство и труд. Творческое мышление, как и любая работа, зависит от тренировок. Если каждый день делать упражнения на креатив, то можно очень быстро начать генерировать отличные идеи.
Какой совет ты бы дала ребятам, которые сейчас только начинают карьеру в продюсировании?
Если вы действительно хотите стать продюсером, если у вас горят глаза и вы согласны на любую работу, лишь бы прикоснуться к съемочному процессу, тогда надо стучаться во все двери. Почти у всех крупных продакшенов есть стажерские программы, куда иногда берут даже без опыта. Только на площадке можно понять, подходит вам продюсирование или нет. У меня есть друг, который очень быстро стал продюсером, без образования и навыков. Он пошел работать разнорабочим на съемочную площадку и хватался за любую возможность, только чтобы научиться чему-то еще. За два года она стал известным продюсером, и вы скорее всего его знаете.