Интервью, Кино — 13 апреля 2023, 13:00

«Мир! Дружба! Жвачка!», продолжение «Территории» и «низкие» жанры. Интервью с сооснователем Good Story Media Антоном Щукиным

Кинокомпанию Good Story Media в 2008 году основали Антон Зайцев, Антон Щукин и Артем Логинов. Продюсеры хотели рассказывать свои истории и начали с адаптированных «Ворониных», которые в течение десяти лет прочно занимали место одного из самых популярных ситкомов в России. Сегодня на счету кинокомпании сериалы «Реальные пацаны», «Физрук», «Ольга», «Звоните ДиКаприо!» и многие другие проекты, которые выходят на ТНТ и PREMIER. Мы поговорили с одним из основателей Good Story Media Антоном Щукиным об особенностях производства сериалов в России, новых сезонах «Территории» и «Мира! Дружбы! Жвачки!» и о будущем индустрии.

Компания Good Story Media была создана из-за желания рассказывать собственные истории. Какие проекты вызывают у вас наибольшую гордость?

За почти 15-летнее существование компании нам удалось побывать в двух разных эпохах. Когда мы начинали писать и продюсировать, телевидение было в зените. Мы были одними из тех, кто испытал огромный телевизионный успех. Вся аудитория, которая готова была смотреть контент, смотрела его на телеканалах — ТНТ или СТС.

Именно поэтому в то время и родилось такое количество мегахитов. Нам удалось сделать несколько историй, которые смотрели буквально все, — это невероятное ощущение. Когда мы сняли «Физрука», «Ольгу» и лучшие сезоны «Реальных пацанов» — половина России примкнула к экранам, если не вся страна.

Кадры из сериала «Реальные пацаны»

Как мне кажется, сейчас невозможно создать такой сериал, который посмотрит такая же гигантская аудитория в одном месте, потому что зритель сегментируется: кто-то «живет» на онлайн-платформах, другие — смотрят телевизор, третьи — пиратский иностранный контент. 

Все остальное, безусловно, тоже имеет успех, но уже локальный, например, на онлайн-платформе. К ним могу отнести проекты «Звоните ДиКаприо!», «Контакт», «Мир! Дружба! Жвачка!», «Территория» и др. Но все они не дают такой эйфории, которую мы получали раньше, когда тебя смотрели буквально все. Могу предположить, такие ощущения сейчас испытывают Yellow, Black and White — вся Россия посмотрела «Чебурашку»

Сейчас снимают очень много контента, и у аудитории есть выбор — что смотреть. Раньше такого не было.

Парадокс всей истории в том, что должно быть качество. Хотя это слово даже использовать странно — все ведь должно быть качественным. Мне кажется, что количество сериалов, которые достойны настоящего смотрения, не стало больше. От количества выпускаемого лучше и больше классного контента не становится. 

В чем отличие сериальной индустрии 2008 года от наших дней? Скорее всего, первое, о чем вы скажете, это то самое качество?

В языке повествования, режиссуре, в том, как снимается. Технологии стремительно развиваются. Это касается как съемочного процесса, так и графики. Нужно понимать, что в 2002 году, когда строили дом, он был одного качества, в 2022 году тот же дом будет уже иным. Даже лучшие на тот момент материалы уступают современным. С точки зрения драматургии есть хорошо и талантливо написанный материал, но видна разница в том, как это снято и с каким подходом, как изменился современный язык повествования.

Мне очень нравится «Секс в большом городе» — и сама история, и качество продукта. Но если смотреть его сейчас, не будучи фанатом, то можно подумать, что это какой-то чертов олдскул.

Хотя, по большому счету, он снят мегакачественно. Я не люблю использовать это слово относительно проектов, чаще всего я говорю «хороший сериал» или «не очень хороший сериал». Хороший сериал может быть не очень популярным, а популярный — не очень хорошим. Популярность не связана напрямую с качеством материала и проработанностью истории. 

На начальном этапе развития Good Story Media вы создавали сериалы как для СТС, так и для ТНТ. Позже компанию выкупил «Газпром-Медиа». Что изменилось для киностудии после сделки? 

Все произошло очень органично, мы с большим удовольствием работали для СТС, там случились наши большие хиты: «Воронины» и «Восьмидесятые». Так случилось, что мы перешли под крыло ТНТ не только с точки зрения бизнеса и условий, которые нас устраивали, но и благодаря тому, что ТНТ были ближе нам по духу повествования. СТС — это про классный, но безопасный контент. А в тот момент мы были молодые и дерзкие, хотелось рассказывать истории таким языком, который на тот момент мог поддержать только ТНТ. И не стоит забывать, что это были времена золотой эпохи с точки зрения роста телевидения: конкуренция, все цвело и пахло. Мы не смогли отказаться от этого. 

В одном из интервью вы говорили, что Good Story Media предлагала купить компания Sony. Почему отказались?

Сказать честно, мы были не нужны Sony как студия производства оригинального контента. К тому времени мы сделали для них две адаптации. Возможно, они видели в нас прежде всего исполнителей, которые работают в рамках определенных форматов.

Когда мы начинали, на рынке полностью царил иностранный контент, многие сериалы и фильмы адаптировались. Почему-то в России это считается чем-то плохим, хотя адаптировать голливудские фильмы и отдавать свои на адаптацию — вполне нормальная практика, так делают во Франции, Италии и других странах. Sony — обладатель форматов, «Воронины» действительно стали мегахитом. Думаю, что Sony нас видели просто в другом статусе, а деньги… Американцы же всегда были рейдерами, они никогда не предлагают лучшие условия. Относительно говоря, продать формат американцам — это работать себе в убыток, никто не получит сверхдохода. А если ты продаешь европейской платформе, десяти разным онлайн-кинотеатрам, то ты действительно зарабатываешь деньги.

Если я не ошибаюсь, то «Воронины» попали в Книгу рекордов Гиннесса?

Да, это в целом уникальный проект, его адаптировали после нас в Польше, именно 100 написанных нами серий, в оригинале их не было.

Вы сняли несколько адаптаций американских сериалов («Воронины», «Молодожены», «Кости», «Как я встретил вашу маму»). Довелось ли вам наблюдать за сериальным производством в США? Сильно ли оно отличается от российского?

У нас, как и в любой другой области, есть невероятно уникальные и талантливые люди, но в целом индустрия находится совершенно в другом времени. Как это устроено в Америке: если ты хочешь быть в чем-то лучше, то надо быть в Голливуде, тебе приходится туда ехать. За последние годы выросло количество людей, которые стали профессионалами в России: кастинг-директора, операторы-постановщики, которые, кстати, всегда были хороши. 

Но с точки зрения уровня профессионализма мы все еще не можем достигнуть уровня даже советского кино. Точно есть куда расти, и в этом самое главное отличие.

Мы посетили все европейские студии, снимали там, где снимали «Борджию». Индустриально мы сейчас не уступаем благодаря большим продакшенам: 1-2-3 Production, Yellow Black and White, Good Story Media и др. Мы делаем конкурентоспособные сериалы и кино, но именно с точки зрения среды и индустрии все равно остаемся локальным рынком. Российские компании не делают контент для мира, мы делаем контент для России. Это тоже своеобразный ограничитель.

Да, конечно, мы были на съемках в Америке, но все киносъемочные павильоны выглядят одинаково. В индустриальном плане сильно мы не отличаемся. К нам приезжал Барри Блаунстайн (сценарист почти всех фильмов с Эдди Мерфи и «Полицейской академии». — Прим. SRSLY ), продюсер Билл Даймонд, который делал самые топовые американские шоу. К нам приезжали классные авторы, делились опытом, поражались тому, что мы такие талантливые, трудились с нами по несколько лет.


Были такие моменты оттепели, ощущение 60-х годов, когда ты можешь ухватить мировое смотрение за хвост, и кому-то это даже удалось: вспомнить хотя бы сериал «Эпидемия», который оценил Стивен Кинг и многие западные зрители. Но в целом пока мы остаемся локальным рынком, со своими правилами игры.

Не могу обойти тему «Реальных пацанов». Сериал идет уже больше десяти лет. Как вы объясняете успех проекта?

Это какая-то совершенно неповторимая и сказочная история. Если вдруг вы родитесь в 2100 году и вам захочется посмотреть, как мы здесь жили, можете просто включить «Реальных пацанов». 

Телесаги — самое великое, что дало телевидение.

У каждого десятилетия есть свои главные сериалы. Например, я вспоминаю 2000-е по сериалу «Менты», а период с 2010-го по сегодняшнее время — по «Реальным пацанам», и это отражение определенной реальности. Мало кто понимает данный факт, потому что большинство живет в режиме «нам нравится все новое», но глобально это явление. И быть причастным к такому явлению — большое счастье. Я все еще сотрудничаю с той же командой, там работают мегаталантливые люди, которые не были звездами и актерами, но стали ими. Это чудо.


Кажется, что зрителю очень нравится герой-бодрячок, сильный человек, который не боится проблем, он идет сквозь все, и в этом заключается его сила.

В том-то и дело, что Коля — довольно рефлексирующий человек, я бы не сказал, что он бодрый и смело шагающий. Что в «Ольге», что в «Физруке» — очень много рефлексии. В «Реальных пацанах» тоже достаточно. Коля ошибается, встает и идет дальше.

В этом же и есть сила человека?

Да, согласен. 

Помимо большого количества сериалов, у вас есть несколько полнометражных фильмов на счету, в том числе «Батя». В чем разница между продюсированием ситкома и полного метра?

Как бы мне ни хотелось сказать, что никакой, есть тотальная разница. Это как сравнить победу в чемпионате мира по хоккею и по водному поло. Кажется, что все то же самое: буквы складываются в сценарии, актеры играют, а ты снимаешь. Но между тем, ради чего зритель идет в кино и готов потратить деньги на билет раз в месяц, и тем, почему ему хочется просто включить телевизор и хорошо провести время с уже родными для него героями, есть колоссальная разница.


Мы не пытались сразу сделать прокатное кино, мы хотели сделать кино комедийное, которое можно посмотреть вечером с семьей или любимым человеком и получить какое-то классное чувство. Мы произвели порядка десяти фильмов, все они имеют положительные отзывы и являются комедиями: «На край света», «Год свиньи», «Яйцо Фаберже», «Будь моим Кириллом», «Чего хочет Слава?». 

Они очень разные, но их классно пересматривать — именно такую задачу мы и ставили. А потом мы поняли, что часть из них можно показывать в кино. К этому моменту стало ясно — все, что ты делаешь для частного смотрения, к общему не имеет никакого отношения. «Батя» — первое попадание, когда прокатное кино совпало с желанием зрителя. Сейчас мы пытаемся сделать еще несколько фильмов и надеемся, что кинозритель будет их смотреть.

Будут ли премьеры полного метра в ближайшее время? 

Да, осенью ожидается премьера, но пока не буду называть название фильма. В наших планах сделать еще два фильма в следующем году — продолжение «Бати» и продолжение нашего самого успешного драматического сериала, где один из героев перекочует в фильм. 

А как насчет полнометражного «Физрука»? В одном из интервью вы говорили, что в этом проекте еще не поставлена точка, хотя дело и не выгорело с первого раза.

Да, тогда мы были в юношеских иллюзиях и думали, что можем быстро снять классное кино. Но поняли, что получается качественный сериал, но не очень хорошее кино. Мы решили не бежать за большими фильмами сразу, а начать с малобюджетных картин, чтобы понимать, как устроены правила игры в киноиндустрии.


На что упор делается сейчас? Расскажите про проекты, которые мы увидим в ближайшее время и которые планируете снять в этом году.

Недавно у нас на PREMIER вышли драма «С нуля» и второй сезон фолк-хоррора «Территория», на ТНТ только закончился показ комедийного сериала «Кафе “Куба”», а с 10 апреля идет финальный сезон «Ольги». В мае также выйдет третий сезон сериала «Мир! Дружба! Жвачка!». А еще в этом году ждите новые сезоны «Иванько», «Реальных пацанов» и новый ситком «Праздники».


Вообще, интересно, что в России люди считают ситком самым «низким» жанром, хотя такие сериалы главные на Западе. 

Комедия — всегда более совершенный жанр. Написать драму намного легче, чем хорошую комедию.

Идею сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» вы вынашивали десять лет, а работа над сценарием первого сезона «Территории» шла шесть лет. Почему так долго?

Есть хорошая пословица: «быстро только кошки родятся». Сейчас много проектов делается очень быстро — пришла идея, через три месяца готов сценарий, потом сняли, месяц на монтаж — и все готово. Мы не умеем так писать, потому что относимся к своим персонажам как к живым людям, а это очень энергозатратно. Честно говоря, менее полутора лет мы ничего не пишем, это некий стандарт. 

«Мир! Дружба! Жвачка!» не писался все эти 10 лет, он был придуман, но как будто не было угла зрения, не было команды, которая смогла бы это все реализовать. Потом все совпало, и получилось. 

Если говорить о «Территории», то у нас, возможно, есть иллюзия, но мы верим, что не надо заимствовать внешние миры. Не надо пытаться сделать зомби, надо сделать все по-русски, как это было бы здесь. Мы написали фолк-хоррор, чтобы он был первичен относительно всех мировых тенденций, создали свой мир. Да, для этого пришлось сидеть в Ленинке (Российской государственной библиотеке. — Прим. SRSLY), читать курсовые работы по фолк-экспедициям студентов Пермских университетов и так далее. 

Первоначально мы сняли пилот, и он был похож на какую-то сказку с легким уклоном в финно-угорские мотивы. Доработали и то, что получилось в итоге — это уникальный мир, который ни на что не похож и сравнить его с чем-то сложно. Поэтому все это непросто и занимает столько времени.

Второй сезон «Территории» совсем недавно успешно стартовал на PREMIER. Зрители отмечают, что второй сезон лучше первого. А вы сами как оцениваете? Будет новый сезон?

Мы готовы сделать и третий сезон, потому что у нас есть сценарий. Но сможем ли мы убедить всех участников процесса потратить на это деньги, не могу сказать. На сегодняшний момент — это один из самый успешный ориджиналов в этом году на онлайн-платформе PREMIER. Действительно после выхода второго сезона очень много классных отзывов.

Это не значит, что второй сезон хуже или лучше, для меня это последовательность — не зря мы делали первый сезон и копались шесть летВо втором сезоне мир еще больше начинает оживать, он оказывается совершенным с точки зрения существования. Это шаг в то, что становится отдельным большим событием, явлением со своими героями, персонажами, мироустройством и философией. Конечно, это шаг вперед.

Зрители с таким же нетерпением ждут продолжения сериала «Мир! Дружба! Жвачка!». Что же будет в новом сезоне?

Ребят ждут новые вызовы, подует ветер перемен и взросления. Для каждого персонажа — свои испытания, которые позволят им не стать взрослыми, а именно повзрослеть. 

Из-за популярности стримингов, кино и телевидению рисуют страшную судьбу — вплоть до полного исчезновения. Как вы оцениваете будущее индустрии?

Мне кажется, что произойдет окончательная сегментация. Люди любят удобство, тут ничего не поделаешь, и оно победит. Тут бы очень хотелось сказать, что определяет контент, но он определяет всегда во вторую очередь, главное — это выбор зрителя. Я думаю, что люди переместятся на разные платформы, выберут удобную именно для себя. 

Если платформа будет давать контент, который удержит зрительское смотрение, то там они останутся. Никто не будет прыгать.

Кажется, мы уже начали жить в это время. Если еще в прошлом году люди прыгали из контента в контент, то сейчас аудитория приходит домой и включают привычный сервис, выбирает фильм или сериал внутри него. Зрители не пытаются подключить другую платформу и тем более оставить номер карты. Даже если зрителя заинтересовала реклама, он посмотрел трейлер, но понял, что не подписан на платформу, то он подумает «значит не буду смотреть».

Следите ли вы за проектами других продакшенов?  Какие российские сериалы 2022 года вы можете назвать лучшими?

Если я не ошибаюсь, то только на стримингах в этом году выйдет 80 российских сериалов, плюс телевизионный контент и невероятное количество иностранного — столько посмотреть здоровому человеку просто невозможно. Для себя я выставляю определенный фильтр на смотрение и, наверное, я своеобразный потребитель сериалов, потому что многие из них держу в «карантине». Когда понимаю, что он там выживает, то смотрю потом. 

Бывает, что-то я смотрю по работе, чтобы понять как это сделано, но это не вызывает у меня желания продолжать смотреть. Еще раз скажу, что по моему опыту при увеличивающемся количестве сериалов, качество остается примерно то же. Просто усложнился выбор: когда у тебя больше предложений, отыскать что-то стало сложнее.

Предоставлено пресс-службой

Все-таки, можете ли вы выделить какие-то проекты? Например, в 2022 году вышел сериал «Монастырь» с Настей Ивлеевой. Может быть, вам понравились какие-то проекты тем, что создатели нашли новые подходы?

Возможно, я выпал из ситуации, но раньше я смотрел много модного. Понимаете, есть мода, а есть стиль. Good Story Media окончательно вышел из режима «мода» и стал «стилем». У Good Story свои правила игры, есть более или менее любимые зрителями фильмы и сериалы, но все они скроены по определенным правилам. Его можно почувствовать: реализм, герои, которые могут существовать в соседнем доме, своеобразный юмор.

А есть проекты модные, о которых говорят, которые хорошо разрекламированы, в которых используют какие-то провокационные темы. Бывает, конечно, что все совпадает. Например, в свое время «Сладкая жизнь», которую мы выпустили, была и тем, и другим одновременно.

Я тяжело смотрю модное и не гонюсь за этим, не стремлюсь себе купить последнюю коллекцию сериалов. А когда понимаю, что что-то из сериалов перешло в разряд классики и стало стильным, то да, я это смотрю. Некоторые проекты, в том числе и «Монастырь», я специально не включаю сразу, чтобы понять, станут ли они классикой. Если да, то я обязательно посмотрю, а если это останется просто модным на сегодняшний день, то, пожалуй, пропущу. Много премьер, про которые вы говорите, стоят в моем личном «карантине».

Рубрика: философский вопрос. Герои вашего сериала «БИХЭППИ» находятся в поисках счастья, рассуждают об этом чувстве. А в чем заключается счастье для вас?

Счастье — это очень классная штука, которую мы не всегда ценим. Мы живем, светит солнце, занимаемся любимым делом, живы и здоровы, но мы не ценим то, что имеем. Сериал «БИХЭППИ» — попытка показать это. Особенно в Москве. 

Мы все время думаем, что недостаточно счастливы, хотя тотально счастливы невероятно.

Если мы повернем голову и поймем, что имеем, то будем одними из самых счастливых людей. Я думаю, что счастье — это определенная простота вокруг себя, которую надо ценить.

Фото: предоставлено пресс-службой
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова