Светлана, создается впечатление, что при выборе ролей вам важно, чтобы это был отчаянный эксперимент?
В целом, да, именно этой тактики я и придерживаюсь. Когда пришло предложение о съемках в сериале «Я "любила" мужа», мне в тот момент хотелось чего-то странного, неординарного и забавного. Все это обнаружилось в одном проекте.
Вы же знали наверняка, что создатели сериала не очень известные люди. Это потом у режиссера Юлии Трофимовой вышел чудесный фильм «Страна Саша», а у сценаристов Марии Шульгиной и Елизаветы Тихоновой резонансная «Почка». Вас не пугало сотрудничество с молодыми авторами?
Наоборот, интриговало и радовало, потому что работать с новыми людьми всегда интересно. Они более открыты к экспериментам. Они не знали моих методов, я не знала их. Мы позволяли друг другу много импровизировать. В каких-то вещах я настаивала, что должна быть репетиция, а в каких-то сценах говорила: «Включите камеру и дайте мне возможность что-то сделать с первого раза. Если вам понравится, то оставим, нет — что-то поменяем».
Это касалось каких-то особо эмоциональных сцен?
Наоборот. Эмоциональные как раз надо разбирать — с режиссером, с актерами, чтобы понимать, откуда идет эмоция, с чего она начинается, каково ее развитие и чем она заканчивается. А вот в сценах, в которых, например, я прячу труп, просила режиссера включить камеры и дать мне возможность импровизировать, потому что это невозможно было отрепетировать. В таких ситуациях, как мне кажется (это, конечно, странная фраза, но тем не менее), человек действует достаточно импульсивно и не задумывается над своими поступками. Если бы мы это репетировали, было бы видно в кадре, что я думаю об этом. А нужен был сумбур, абсолютная свобода действий — так мы и добивались комического эффекта.
Давайте поговорим о вашем персонаже — Ксении. Совершенно несвойственная для вашего характера роль — домашняя покладистая женщина. Что за трансформация с ней, по-вашему, произошла?
Начну с того, что образ собирательный. И конечно, мы придавали характеру несколько заостренные формы — мы же понимали, что это комедия и персонаж не может быть абсолютно бытовым. Кому-то она может показаться слишком нервной, кому-то слишком истеричной, кому-то слишком покладистой и так далее. Но именно над этим «слишком» мы и работали, хотели, чтобы Ксения была странной, острой. Надеюсь, нам это удалось.
А отвечая на вопрос, что с ней произошло… Мы хотели создать образ домашней, послушной, потерянной, оторванной от жизни, от реальности, от самостоятельности женщины, которая, проходя через те обстоятельства, которые в фильме есть, начинает обретать себя.
Понятно, что это абсурдистская комедия, но обретение себя посредством убийства мужа… Не слишком, на ваш вкус?
Ну вот такое у нас обстоятельство. Тут уж вопросы к сценаристам. Конечно, никто к этому не призывает. Но тем не менее, совершив этот поступок, героиня действительно находит почву под ногами.
Кто-то уже высказался, что в этом сериале представлены не совсем российские реалии, а сама история напоминает западный формат. Что вы думаете об этом?
Это странно, потому что как раз в русском менталитете заложено, что «женщина должна»… Ну не должна! А так получается у многих: она замужем — послушная, нежная, ухаживает за мужем, за детьми, живет их жизнью, жертвуя своей. Поэтому не могу сказать, что это какие-то западные реалии. Понятно, что мы все старались придать истории определенную окраску — и эмоциональную, и цветовую. Поэтому в кадре все выглядит не серым, не обыденным, а ярким во всех смыслах — наверное, поэтому и возникают ассоциации с западными форматами.
Ну, и референсы считываются — «Почему женщины убивают», «Женщины на грани нервного срыва»…
Да, я все это смотрела как раз перед проектом. Мы с Юлей говорили об этих работах.
Возвращаясь к теме «женщина должна». По-вашему, должны существовать какие-то обязанности, пресловутый супружеский долг?
Женщина должна одно — любить и быть любимой. Если женщина счастлива, то все вокруг будут счастливы, а принуждать и заставлять — это уже из разряда каких-то комплексов, наверное.
«Я "любила" мужа» — история, во многом ломающая патриархальные представления о семье, написанная, снятая и сыгранная женщинами. Можно сказать, что это феминистское высказывание?
Я, к сожалению, не могу отвечать за то мнение, которое у зрителя сложится, потому что каждый примет и сериал, и фильм, как примет. Я не считаю, что это какая-то назидательная история. Нам не приходится отвечать за ожидания, все в этом мире относительно. Есть критики, которые напишут одно, есть критики, которые напишут другое.
Режиссер Юлия Трофимова говорит, что увидела между вами и Александром Яценко химию, поэтому и утвердила на роли. Я так понимаю, пробы все-таки были?
Это очень важно, потому что нужно понять, на каком языке вы будете разговаривать в дальнейшем с партнером, почувствовать энергию, услышать. Все это необходимо знать перед съемками — чтобы не пристраиваться, не тратить время на площадке.
Разве не подкупает, когда сценарий пишется исключительно на вас?
Нет, не подкупает, потому что есть подводные камни. А вдруг я пойму, что мне неудобно работать с партнером? А это большой период моей жизни, который длится два-три месяца, бывает, и дольше. Что же я так мучать буду себя и коллегу?
Спрошу тогда еще об одном вашем партнере по «Я "любила" мужа». Всю вторую серию вы таскаете на своих хрупких плечах довольно корпулентного актера Павла Ворожцова. Сами все делали?
Это, кстати, были самые сложные съемки. Сама таскала долго и тяжело. Ну а как? Дублер? Там же видно все было бы.
Светлана, мы видим вас и на светских мероприятиях, и на обложках журналов эдаким эталоном моды, красоты и ухоженности. Но в этом сериале ваша героиня — уставшая женщина с мешками под глазами… Комфортно было предстать в таком образе?
Абсолютно комфортно. Я не скрываю, сколько мне лет. Понятно, что в силу возраста с женщиной происходят какие-то изменения, но они-то моей героине и были нужны. Понятно и то, что в кино светом могут что-то выровнять, как и в соцсетях фильтрами. Но если ты стесняешься своей внешности, сразу ограничиваешь себя в профессии. Я в этом смысле белый лист, берите и делайте, что хотите.
И даже волосами готовы пожертвовать — как ради кудряшек Ксении.
Ну, это же инструмент артиста. Конечно, жалко волосы, но я могу потом их полечить. А приходить и говорить: «Ой, нет, у меня тут мешки, я так сниматься не буду. Ой, волосы не будем накручивать, снимайте какие есть» — это сразу загонять себя в рамки. Эти кудряшки придали моей героине свободу и легкость, даже юность, потому что Ксения после того, как все это с ней происходит, наконец позволяет себе быть самой собой. Если при муже она убирала волосы, носила вытянутые аккуратные пучки, то потом вся свобода вырывается наружу, и волосами мы это лишь подчеркнули.
Насколько пребывание в истерическом состоянии в кадре энергозатратно для актрисы?
Достигается оно легко — это техника, школа, актер должен быстро это делать. Но оставаться в этом состоянии долго, действительно, энергозатратно. Одно дело, когда ты в жизни психанул, достал это из себя и забыл. А в кино смена идет по 12 часов, и ты должен уметь поддерживать это состояние с перерывом на обед. Дело практики, многих лет работы.
А глубокое погружение в персонажа для актера разрушительно психологически? Как потом выпускаете из себя героиню?
Есть способ, один из самых основных — не брать работу на дом.
Получается?
Конечно, это уже дело техники. Иначе очень сложно. Надо уметь абстрагироваться.
Режиссер Юлия Трофимова сначала работала экономистом в консалтинговой фирме. Строй мозгов человека с экономическим образованием отличается от мышления людей творческих профессий?
Вот видите, так как я этого не знала, ничего и не почувствовала.
А еще Юля закончила Нью-Йоркскую киноакадемию. Применяла какие-то зарубежные методы работы на съемочной площадке?
И там, и здесь абсолютно одинаковые методы. Я это и раньше говорила после опыта работы за рубежом (в 2011 году Светлана снялась в британском проекте «Шпион, выйди вон!». — Прим. SRSLY) — никоим образом онине отличаются.
Продюсерами «Я "любила" мужа» выступили братья Андреасян. В индустрии об их работах кто-то отзывается специфическим образом, не коробит?
Во-первых, я уже работала с Андреасянами, не первый год знакомы. Во-вторых, ну какой смысл мне комментировать чьи-то реплики? Я не разделяю мнение этих людей. Мне в творческом смысле было комфортно. Я вообще, наверное, отношусь к счастливчикам в этом смысле, потому что на площадке всегда царит… не могу сказать спокойствие — киношники в принципе неспокойные люди — но, тем не менее, дружеская обстановка, все хотят чтобы кино получилось. Если вдруг даже какие-то неприятные моменты происходят, артистов обычно стараются ограничить от этих историй, так что я не в курсе многих закулисных вещей.
Что для вас сериальное производство? Оно стало больше значить, либо, наоборот, этот график невозможно сочетать с кино и театром?
Сейчас качество сериалов у нас замечательное. И хорошие сценарии встречаются, и хорошие режиссеры работают — различий с большим кино нет. Отличие только в одном — съемочный период дольше. Рассматривая проекты, я не всегда беру в работу какой-то сериал просто потому, что должна свои эмоции, энергию растянуть. Но порой понимаю: не получится. Может быть, меня не слишком держит этот персонаж или эта тематика. Понимаю, что разогнаться смогу, а продержаться — вряд ли, поэтому и не берусь.
То есть это вопрос к собственному энергетическому ресурсу?
Конечно. Всегда нужно исходить из своих сил, возможностей, понимать, сможешь ты продержаться такой долгий период или нет. Потому что это самое, наверное, незамечательное, когда артист устает, начинает скучать в какой-то работе. Подобное всегда передается на экран, и зритель это почувствует и увидит.
От чего зависит масштаб этого энергетического ресурса?
Наверное, от количества отдыха, полученного после предыдущего проекта. Надо давать себе возможность какой-то перезагрузки, она должна обязательно происходить иначе, а не в виде прыжков по вершкам, которые не принесут пользы ни мне, ни, в конечном итоге, проекту.
А вы с психологом энергетику не пробовали прокачивать?
Когда-то было, очень давно. Потом, видимо, как-то это в голове все выстроилось и пока держится.
Для вас отдых — это переключение сфер деятельности или просто лежать на пляже, ничего не делать?
Вот «лежать на пляже, ничего не делать» — совсем не мое. Во-первых, мне нужна смена декораций, нужно куда-то уехать, покинуть местный периметр. Во-вторых, конечно, физическая нагрузка. Я не тот человек, который может просто сидеть дома у телевизора, мне нужны походы, горы, велосипеды и так далее.
Кстати, в сериале «Я "любила" мужа» вы демонстрирует прекрасную физическую форму. Действительно, как заявляет ваша героиня, весите 50 кг?
Нет, конечно.
Ну мы же вас видели в «Благословите женщину» и понимаем, от чего и к чему вы пришли.
Так это когда было. Просто, мне кажется, надо любить заниматься тем видом спорта, который выбрал. Надо найти тот, ради которого будешь просыпаться в семь-восемь утра и лететь, бежать, желать этого. У меня это пилон, которым я увлеклась еще на фильме «Воин». Моя сегодняшняя физическая форма — исключительно его заслуга. И мне очень хочется показать все, чему я тут научилась, в каком-нибудь проекте.
Скоро состоится премьера одного из самых ожидаемых сериалов года «Актрисы» с вашим участием. Судя по названию, в нем вываливается вся неприглядная правда о вашей профессии. Комфортно было играть такую историю?
Совсем некомфортно, абсолютно. Это, наверно, был один из самых тяжелых проектов, потому что одно дело, когда ты примеряешь на себя незнакомый образ и дальше его пытаешься как-то вылепить, допридумать. А здесь надо было идти исключительно от себя, хорошо зная эту индустрию изнутри.
Вы привносили личный опыт, воспоминания?
Конечно.
Представляю, какой будет скандал в индустрии после премьеры.
Очень жду и, конечно, все прекрасно понимаю. Но нам хотелось показать эту действительность, эту жизнь артистов за кадром. Надеюсь, получилось.
Федор Бондарчук в этом проекте выступает режиссером. Актеры рассказывают, что он создает особенную атмосферу на площадке — включает музыку, просит показать свои плейлисты.
Это был потрясающий опыт. Я первый раз работала с Федором Сергеевичем как актриса с режиссером, мы пересекались до этого на площадке будучи партнерами. Как ни странно, так сложилось, что я не слушаю музыку. Очень мало ее в моей жизни. Мне нужна тишина вокруг, включая гримерку, я даже просила рации выключать. И когда заходил Федор Сергеевич с музыкой… Ну, в общем, в какой-то момент он понял, что здесь это не работает, что надо уходить со своим плейлистом, покидать зону действия гримерки.
Известно, что автор сценария «Актрис» — Паулина Андреева. Она же писала «Психа». А у вас нет таких амбиций — попробовать себя в качестве сценариста, режиссера?
Вот нет. Я думаю, что все-таки кому-то дано, а кому-то нет. Не вижу себя в этом.
А выйдет ли когда-нибудь сериал Netflix «Анна К», в котором вы сыграли роль Анны Карениной?
К сожалению, никаких комментариев.
Я вас видела в театре, вы интересны на сцене. Но спектакли как-то эпизодически присутствуют в вашей жизни. Почему?
К сожалению, на данный момент вообще не присутствует. Я добираю в театре то, что невозможно добрать на съемочной площадке — адреналин, который можно получить от зрителя, находясь на сцене здесь и сейчас. Только на сцене ты понимаешь, что второго дубля не будет, ты чувствуешь это дыхание, энергию зала. Зал с тобой ей делится, ты чем-то делишься с ним — и это ни с чем не сравнимое ощущение. Это, конечно, наркотик актерский.
Светлана, знаю, что вы любите орхидеи, и зрители вам дарят цветы в горшочках. Чтобы вырастить орхидею, надо иметь стержень, и это увлечение вас определенным образом характеризует. Какие достижения на этой ниве?
Орхидей уже четырнадцать, они цветут и пахнут замечательно. Был период, когда совершенно не цвели, просто гибли и все, а потом, видимо, что-то произошло, может, энергетика сменилась. Мне говорили, что орхидеи очень чувствуют энергетику, с ними нужно разговаривать, они как-то воодушевляются и цвести все вместе начинают. Удивительное зрелище, когда большое количество орхидей синхронно выпускают свои стрелы. Это любовь.