Обзоры, Музыка — 10 ноября 2022, 13:49

Shortparis, «Три дня дождя», «нееет, ты что» и еще пять громких альбомов ноября 2022-го

«Музыка сдохла» — пела когда-то Земфира. Но по состоянию на ноябрь 2022 года и Земфира в отличной творческой форме, и отечественная музыка никуда не делась, только растет и ветвится. В свежем альбомном обзоре Борис Барабанов отметил самые интересные новинки в самых разных жанрах — от джаза и прог-рока до фанка и поп-альтернативы. 

Shortparis — «НОВОЕ НОВОЕ»

Еще летом группа Shortparis самоотверженно озвучивала спектакль «Гоголь-центра» «Берегите ваши лица» со стихами Андрея Вознесенского, а теперь и спектакль и театр канули в Лету. А группа возвращается с собственным свежим материалом на новом историческом витке. В том, что игнорировать этот виток группа не намерена, сомнений нет с первых нот открывающей EP заглавной песни. В свои славные модернистские времена (Shortparis отчаянно сопротивляются определению «постмодерн») группа жонглировала символами и придумывала для публики акционистские ребусы. 


Теперь не до загадок. «Вот оно, вот оно — новое небо, чистое, как кусок хрусталя. Вот уже напекли черного хлеба. Только не подавись, милая» — так в представлении Shortparis должна сегодня звучать песня о родине. А центральный образ альбома — нож. Вообще, все любимые орудия производства остались в арсенале Shortparis: здесь и тоталитарный синтипоп, и устрашающие ориентальные созвучия, и шансонно-декадентский вокал. Но есть ощущение, что то ли писать Shortparis стали доступнее, то ли их стихам настал самый что ни на есть черед. У героини песни «Наташенька» можно найти настолько очевидные прототипы в реальности, что спина холодеет. Обратите также внимание на версию советской песни «Полюшко-поле», которую Shortparis готовили для фильма «Капитан Волконогов бежал». Посмотреть его пока нельзя, а песню послушать можно.   

Глеб Колядин — The Outland

Глеб Колядин — участник санкт-петербургского прог-рокового дуэта Iamthemorning, чья пластинка Lighthouse (2016) была признана альбомом года влиятельным журналом Prog Magazine. В общей сложности Iamthemorning выпустили четыре полноформатные работы. Среди сегодняшних занятий Глеба — участие в записи нового альбома группы «Би-2», который выйдет в середине ноября. А самая свежая и актуальная работа музыканта — альбом The Outland. До сих пор сольные работы Глеба Колядина выходили на английском лейбле Kscop, и в их записи принимали участие такие персоны, как Гэвин Харрисон (King Crimson, Porcupine Tree), Джордан Рудесс (Dream Theater) и вокалист Marillion Стив Хогарт. The Outland вышел на независимой онлайн-площадке Burning Shed и только в 2023 году появится в более привычных форматах.

Новый альбом начинается с десятиминутного полотна Voyager, в котором мотивы прог- и джаз-рока сочетаются с фортепианным минимализмом и вольной размашистой силой киномузыки. В целом The Outland — это интроспективная эскапистская сюита, разделенная антрактом ровно так, чтобы слушатель перевернул пластинку.


Вряд ли будет преувеличением утверждать, что многие слушатели в России узнали о Глебе Колядине благодаря его успехам на Западе. Однако материал The Outland соответствует представлениям прежде всего российской меломанской общественности о том, что такое «настоящая» музыка. Это партии Гэвина Харрисона, играющего в пьесе Voyager в стиле Майка Олдфилда, это присутствие боготворимого меломанами басиста Тони Левина, минорный мелодический ход в Ascension, граничащая с наивностью вальсовая легкость Cascades и прозрачная джаз-роковая гармония Mercurial.

The Outland — альбом, идеально подходящий вкусам отечественной взрослой аудитории, этот материал легко представить себе звучащим на каких-нибудь весомых джазовых фестивалях. А можно еще включить пластинку в наушниках и отправиться в Эрмитаж. Финальная и самая трогательная композиция альбома так и называется — Hermitage.        

Ilugdin Trio — Live Sketches

Дмитрий Илугдин работает в гораздо более традиционном джазовом формате, нежели стиль, представленный на работе Глеба Колядина, что не мешает новому альбому возглавляемого пианистом трио быть увлекательным сорокаминутным аттракционом. Здесь, как справедливо отмечают критики, всем управляет понятие «школа». В связке с соратниками Виктором Шестаком (контрабас) и Петром Ившиным (ударные) техничный и тонкий инструменталист Дмитрий Илугдин сочинил очень московскую пластинку. Запись сделана в мультимедийном павильоне LiveBox с видом на «Москва-Сити». Это альбом «живой», но не концертный. Музыка изоляции (Lockdown), музыка несбыточных мечтаний (The See Is There), а может быть, музыка впечатлений за окном доступного столичного такси, проезжающего по дождливому и, в общем-то, не злому городу. Согласитесь, он существует на самом деле, а не только в воображении композитора. Просто нужно уметь его увидеть. 


Ploho — «Когда душа спит»

Музыку новосибирско-белградской группы Ploho принято представлять себе где-то на оси Joy Division — Depeche Mode — «Кино», а ее фирменный мрачный стиль обычно усилен видеорядами, отсылающими к спальным районам постсоветских провинциальных городов. Монументальная урбанистическая тоска изначально заложена в стиле Ploho, а в 2022 году ее усугубила всеобщая турбулентность и боль. Как и раньше, пост-панк Ploho граничит с английской готикой, с одной стороны, и с отечественным синтипопом 1990-х, с другой. Используя грубые музыкальные и поэтические материи, Ploho, тем не менее, движутся в сторону максимальной доступности. Альбом «Когда душа спит» создан для того, чтобы его слушали по кругу, и для танцев там тоже все приспособлено. Даже для медленных, как, например, «Фантомные чувства» и «Ветер». Помимо суровых диагнозов, у Ploho есть и рецепты лекарств от всеобщей безнадеги. Послушайте, например, песни «Если бы ты была морем» и «Никогда не говори никогда». Так звучит надежда.


«нееет, ты что» — «Звучание»

«нееет, ты что» из Махачкалы — стопроцентное открытие 2022 года, и почему бы не предположить, что нынешние времена будут вспоминать именно по этому предрассветному мирному фанку, а не по рифмованным новостным лентам и сделанным на скорую руку поп-гимнам. Летом в разговоре с SRSLY музыканты говорили, что работают над песнями, рассчитанными на международную аудиторию. Если EP «Звучание» — это они и есть, то у такого материала и вправду вполне мог бы быть международный потенциал. Русский язык здесь совсем не помеха. Тему языкового барьера давно отменила группа Molchat Doma, бесконечно гастролирующая по миру с русскоязычным материалом. Осмелимся даже допустить, что высокопарная лирика «нееет, ты что», перемешанная с разговорными интерлюдиями, сработала бы на отлично благодаря дагестанскому акценту парней. Диалог о переплетении музыки и живописи (Interlude), в который время от времени вторгается фанковый ритм, настолько искренен и в то же время ироничен, что не чувствовать это невозможно, даже если не понимаешь слов. С точки зрения работы с ритмом в отечественной музыке «нееет, ты что» просто не с кем сравнить. И если до 2022 года они в теории еще могли конкурировать с Иваном Дорном и клиентами его лейбла «Мастерская», то сейчас соперников нет. «нееет, ты что» — лучший вариант группы на новогоднюю вечеринку, просто пока еще не все это осознали.


«Союз» — Force Of The Wind

Ярчайшие представители новой белорусской волны из группы «Союз», как и их друзья из Molchat Doma, уверенно осваивают международный рынок, оставаясь в поле русского языка. Альбом Force Of The Wind выпустил британский лейбл Mr Bongo, работающий под одной крышей с одноименной кинокомпанией. Прогресс у «Союза» бесспорный: с первых нот Force Of The Wind хочется говорить уже не только о советской киномузыке 1970-х и группе Khruangbin, но и об Air с Pink Floyd. Как и следовало ожидать, душу наизнанку выворачивает песня с вокалом Кати Шилоносовой (Kate NV, «ГШ») — I Knew It. Здоровую конкуренцию ей здесь составляет песня Como E Que Vai Voce, записанная с участием бразильского певца по имени Сесса. Но Сесса поет по-португальски, и это, конечно, запрещенный прием. Любой растает даже от одного этого факта. А Катя поет по-русски, и вместе с «Союзом» они создают мир непозволительно прекрасный, такой, что хочется немедленно попросить там вид на жительство.


«Видеокассета твоих родителей» — «Включите на моем погребенье»

Отличная саранская группа, которая в прошлом году выпустила полноформатный альбом поп-панка, но как бы с настроением и голосом певца Шарлота (помните такого?). Новый EP не нарушит благодати, в которую вы впали после альбома «Союза». Песни под укулеле действуют на нервные окончания не хуже португальского языка. Наряду с укулеле здесь есть и не выходящий из моды ритмический стандарт песни Take On Me («Где-то там»). Есть и прекрасный рок-номер «Вечное лето». «У нас на двоих одна сигарета и впереди вечное лето» — в жизни каждой инди-группы есть эта или подобная строчка, а мы только рады. Финальная песня «30» записана вместе с Alai Oli, и она, надо сказать, грустненькая.


«Три дня дождя» — «Байполар»

В ситуации, когда концертная деятельность ряда стадионных групп поставлена на паузу, перед «Тремя днями дождя», как и перед группой «Космонавтов нет», разворачиваются большие перспективы. Аншлаг на концерте в Adrenaline Stadium — это, похоже, только начало. На нынешнем этапе своей карьеры лидер группы Глеб Викторов может себе позволить делать что угодно, и он охотно этой возможностью пользуется, — почитайте его телеграм-канал. То есть он делает, что хочет, как настоящий рок-н-ролльщик, оставаясь при этом вполне благонадежным артистом. Если он и может оскорбить чьи-то чувства, то только свои собственные. Очень хочется найти для альбома «Байполар» добрые слова, но главная эмоция, которую он транслирует, — стремление к славе и масштабу. Это стремление реализовано на отлично, песни легко пробились в чарты стриминг-платформ. Дуэт с поп-дивой Zivert «Выдыхай» легко может стать радиохитом, но в конечном счете ничего, кроме тренда Глеба в сторону поп-мейнстрима, в нем нет. Даже в отчаянной и, судя по всему, выстраданной песне «Мама мне страшно» не покидает ощущение, что за всей драмой прячется желание обратиться, грубо говоря, к аудитории шансона. Он может рассуждать в интервью The Flow о творчестве Алексея Балабанова и в то же время думать о новых поп-коллабах. Такое вот раздвоение личности.  



Фото: кадр из клипа Три дня дождя & Zivert — «Выдыхай»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова
Новости — 17:44, 18 сентября
Стало известно, когда выйдет роман Пелевина «Круть»
Новости — 16:22, 18 сентября
Утром йога, днем — браслетерия, вечером — музыка в горах. New Star Weekend выкатил таймлайн фестиваля
Новости — 15:19, 18 сентября
От сессии до сейшна. Куда ходили и ходят студенты — миллениально-зумерский гид от Антохи МС и Андрея Савочкина