Колонка, Музыка — 23 октября 2022, 14:37

Spotify реальный и выдуманный. Что нужно знать о сериале Netflix «Плейлист» с точки зрения Бориса Барабанова

На платформе Netflix вышел сериал «Плейлист», посвященный стриминг-сервису Spotify. На сервис приходится более 36% мирового аудиостриминга. Название сериала отсылает к его главному рыночному козырю. 70% стримов проходит через плейлисты, а не по поиску или ссылке со страницы музыканта. Крайне небольшой процент артистов, разместивших на платформе свою музыку, способны зарабатывать стримингом на жизнь. И это тоже одна из тем сериала, вписывающегося в ряд фильмов о строительстве компаний-гигантов XXI века.

1. «Плейлист» режиссера Пера-Олава Сёренсена — продолжение моды на жанр «технодрамы» или «технобайопика». Только в этом году на домашних экранах можно было посмотреть «Выбывшую» об основательнице биотехнологической компании Theranos Элизабет Холмс, «Не сработало» о главе сети коворкингов WeWork Адаме Неймане и сериал «На взводе: Битва за Uber». Производители сериального продукта уверены, что зрителя интересуют характеры и личности, стоящие за брендами, которыми они пользуются каждый день. Осталось только Netflix заказать сериал о Netflix.   

 

2. «Плейлист» снят в Швеции, на шведском языке и стилистически выбивается из ряда больших дорогостоящих проектов Netflix. Большая часть материала выдержана в скромных тонах, что подчеркивает особенности жизни при «шведском капитализме». Целые серии «Плейлиста» сняты практически в одной декорации. Однако сюжетный поворот, который авторы сериала приберегли для последней, шестой серии перевешивает сдержанную манеру, в которой исполнены предыдущие пять эпизодов.

3. В «Плейлисте» нет главного героя. Формально на роль такового претендует основатель Spotify — Даниэль Эк, которого играет Эдвин Эндре. С истории его прорыва в большой бизнес начинается сериал. Однако в каждой следующей серии рассказ ведется от лица нового персонажа, а в финале в центре внимания оказывается вымышленная певица Бобби Ти, которая встает на защиту всех обиженных платформой артистов.

Эдвин Эндре в роли Даниэля Эка

4. Сериал «Плейлист» снят по книге Свена Карлссона и Юнаса Лейонхуфвуда «Нерассказанная история Spotify», которая выходила в России под названием «Против гигантов: Как Spotify подвинул Apple и изменил музыкальную индустрию». Правда, о главном конкуренте Spotify в сериале практически не говорят. Spotify здесь воюет не с Apple, как в книге, а с отживающей свое традиционной музыкальной индустрией в лице звукозаписывающих компаний-мейджоров.

5. История Spotify — история великих открытий и великих компромиссов. Основной разработчик приложения Андреас Эн задумывал его, исходя из того, что музыка на платформе будет бесплатной всегда и для всех. Компромиссы, на которые пришлось пойти его компаньонам Даниэлю Эку и Мартину Лорентсону, привели к тому, что рекорд-мейджоры стали акционерами Spotify, а бесплатная модель так и осталась мечтой Эна. В четвертом эпизоде, «Кодер», он уходит из компании, оставляя зрителя в полной уверенности, что еще немного — и он придумал бы, как оставить Spotify независимым, а музыку бесплатной. Однако любовь к девушке — микробиологу и бармену в одном лице — оказывается для Эна сильнее.

Йоэль Люцов в роли Андреаса Эна

6. Принципиальное требование Даниэля Эка к разработчикам Spotify — мгновенный запуск песни на платформе. Даже когда пауза между нажатием play и стартом композиции составляет значение, которое человеческий мозг не воспринимает, перфекционист Эк заставляет Эна и прочих коллег работать дальше, пока она не составить ноль. 

7. Роль Бобби Ти исполнила шведская певица финско-угандийского происхождения Дженис Кавандер. Ее исполнение песни Tomorrow Is My Turn — эмоциональный центр шестой серии и всего шоу. Бобби Ти поет ее в баре. Случайные равнодушные посетители постепенно прекращают разговоры, бросают ножи и вилки и проникаются талантом певицы. Tomorrow Is My Turn — песня из репертуара Нины Симон. В качестве сингла Дженис Кавандер ее не выпускала. Сейчас на счету 28-летней певицы всего один сольный альбом. Ни одна из авторских песен Дженис Кавандер в сериал не вошла.

Дженис Кавандер в роли Бобби Ти

8. Одна из принципиально важных тем разговора, который ведут создатели «Плейлиста», — это «социализм с человеческим лицом», который был построен в Швеции в 2000-е и к которому, как становится ясно из фильма, по-прежнему есть много вопросов. Даниэль Эк, флагман перемен и сторонник бесплатного доступа к музыке, хотел создать «социалистическую» платформу, но в итоге сам стал неотъемлемой частью капиталистического уклада и готов пойти на все, чтобы сохранить его в неприкосновенности.

Фото: кадр из сериала
Новости — 16:05, 22 ноября
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Новости — 13:40, 22 ноября
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 13:10, 22 ноября
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости — 11:31, 22 ноября
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More
Новости — 19:50, 21 ноября
«Яндекс Карты» научились строить маршруты с теплыми остановками