Обзоры, Кино — 28 февраля 2022, 17:37

Такой разный Бэтмен: отшельник, фрик, детектив

2 марта в прокат должен был выйти новый «Бэтмен» от хоррормейкера Мэтта Ривза («Монстро», «Впусти меня»). Фигура Бэтмена занимает воображение кинематографистов еще с тех времен, когда герой сражался со злодеями из Японии в киносериале 1943 года. С тех пор его образ менялся в зависимости от политического курса, духа времени и личных предпочтений творческой команды. А главный и наиболее долгоиграющий Бэтмен — Майкл Китон, который совсем скоро вернется к знаковой роли во «Флэше» и «Бэтгерл», даже успел деконструировать свой образ в «Бердмэне». 

Но стоит признать, что за почти 100 лет своего существования на экране Бэтмен успел изрядно поднадоесть в первую очередь из-за гипермаскулинной серьезности — мы уже привыкли к тому, что шутить Бэтмен умеет только в своей LEGO-инкарнации. Бэтмен, в сущности, скучный персонаж, над чем, например, успели поиздеваться создатели мультсериала «Харли Квинн» — самого остроумного высказывания на тему супергероев за долгие годы. Однако как своего рода камертон, регистратор духа времени Бэтмен работает безотказно — и дает пищу для размышлений. Об эволюции экранного образа Бэтмена в тетралогии Бертона/Шумахера, трилогии Кристофера Нолана и предстоящем амбициозном фильме Ривза — Михаил Захаров.

Дарк-деко: фильмы Тима Бертона (1989, 1992)

Именно Тим Бертон создал самого запоминающегося с художественной точки зрения Бэтмена: от узнаваемой с первых нот грозной музыкальной темы Дэнни Элфмана до черного, как ночь, костюма с вкраплениями желтого — бертоновский «Бэтмен» напомнил зрителям, почему кошмарный город, в котором живет супергерой, называется Готэм. Как обычно у Бертона, Бэтмен — отвергнутый, никем не понятый байронический отшельник, слишком гордый, чтобы принять собственную фриковатость. В то время как люди вокруг оголтело сходят с ума в антуражах избыточного дарк-деко, Бэтмен блюдет фасад приличия (хоть и живет в пещере). Как раз поэтому его затмевают куда более эпатажные злодеи, в частности, болезненно привлекательная Женщина-кошка в исполнении Мишель Пфайффер — вероятно, лучший образ в богатой галерее бэт-антагонистов.


Визитная карточка: Одна из незабываемых сцен не только в фильмах о Бэтмене, но и в истории кино вообще — это танец Селины Кайл и Брюса Уэйна под Face to Face Siouxsie and the Banshees, во время которого становится ясно, что у единственных людей, явившихся на бал-маскарад без масок, куда больше тайн друг от друга, чем у остальных гостей. 



Бэт-бифкейк: фильмы Джоэла Шумахера (1995, 1997)

Хотя формально картины Джоэла Шумахера продолжили сюжетную линию фильмов Бертона, по своей стилистике, тональности и актерскому составу это был полноценный перезапуск. Шумахер подхватил кэмповую интонацию сериала о Бэтмене из 1960-х, где одетый в тканевый костюм и трико человек – летучая мышь в исполнении Адама Уэста боролся с таким же нелепым злом в сопровождении сайдкика Робина. Нововведением Шумахера стали злополучные костюмы с бэт-сосками и бэт-выпуклостями, превратившие Бэтмена и Робина в сексуализированные пластиковые игрушки. Всегда присутствовавший в комиксах на латентном уровне гомоэротизм вышел в постмодернистских картинах Шумахера на первый план. Шумахер — пока что единственный гомосексуал, снимавший о Бэтмене, и он привнес во франшизу здоровую дозу самоиронии, однако в художественном плане его фильмы — в особенности «Бэтмен и Робин» — не выдерживают никакой критики и справедливо были признаны одними из худших в истории кино. 


Визитная карточка: C подачи эротомана Шумахера Бэтмен и Робин стали едва ли не завсегдатаями БДСМ-подземелья. Удивительно, но фильмам был присвоен рейтинг PG-13, хотя процесс облачения в костюмы с крупными планами бэт-сосков и бэт-задниц явно ориентирован на другой возраст.


Патрик Бэ(й)тмен: трилогия Кристофера Нолана (2005, 2008, 2012) 

Трилогия о Темном рыцаре полностью изменила представление о том, какими могут быть фильмы по комиксам, но ее идеологическая составляющая вызывает множество вопросов. В своей рецензии на финальную часть трилогии, «Возрождение легенды», британский критик Марк Фишер проводит параллель между американскими яппи и Бэтменом, упрочняющим свое финансовое благосостояние борьбой с антикапиталистом Бэйном. Это меткое замечание вдвойне иронично по той причине, что в 2000 году исполнитель роли Бэтмена Кристиан Бэйл сыграл инвестиционного банкира-маньяка Патрика Бэйтмена в одной из самых едких сатир на мир яппи — «Американском психопате» Мэри Хэррон. Раздражает не только неолиберальная политика нолановского «Темного рыцаря», но и его стоеросовая серьезность — этим же недугом страдают фильмы Зака Снайдера для расширенной вселенной DC, чей ницшеанский пафос и мрачная картинка окончательно вгоняют в тоску.


Визитная карточка: Если Бертона больше интересовал эмоциональный надлом Бэтмена, то Нолана — зрелищный потенциал хайтек-гаджетов героя. Сцена погони за Джокером на бэтцикле в «Темном рыцаре» и снятый «вручную» переворот грузовика — настоящий триумф съемочной группы



Эмо-«Бэтмен» Мэтта Ривза (2022)

Пока что трехчасовой фильм Мэтта Ривза претендует на звание самого длинного, самого страшного и самого жестокого из фильмов о Бэтмене, которому чудом удалось получить рейтинг PG-13. Этот «Бэтмен» черпает вдохновение в безумии комиксов Скотта Снайдера и параноидальных триллерах Алана Дж. Пакулы, таких как «Клют» и «Вся президентская рать». Костюм на сей раз больше напоминает не высокотехнологичный саркофаг, в котором невозможно покрутить головой, а практичную боевую броню. Из-за потекшей подводки и характерной стрижки новый исполнитель роли Роберт Паттинсон успел получить звание эмо-Бэтмена. Решение обратиться к молодому и относительно неопытному Бэтмену на втором году борьбы с преступностью звучит как минимум свежо и обнадеживающе, но вот окажется ли новый «Бэтмен» в действительности «самым-самым» и сумеет ли актерский состав, сплошь состоящий из звезд (Зои Кравиц, Пол Дано, Джеффри Райт, Колин Фаррелл), воссоздать на экране иконические образы — узнаем уже совсем скоро.

Фото: кадр из фильма
Образ жизни — 23:25, 13 октября
Многовекторная система новой моды. Как прошел BRICS+ Fashion Summit 2024
Новости — 15:22, 13 октября
Новый фильм Кристофера Нолана может выйти в 2026 году
Новости — 14:22, 12 октября
«Кожу рвут и режут слова»: Наша Таня релизнула фит с PALC про овершеринг, но это не точно
Кино — 20:28, 11 октября
Эй, маяк! Дневник третий: призрак видеопроката, безудержный кутежник Стоянов и камео Мартиросяна
Новости — 19:52, 11 октября
Постхор Attaque de panique выпустил свой первый альбом début.