Все истории успеха и падений одинаковы и часто исчерпывающе описываются фразой «из грязи в князи». Руди Рэй Мур уникален не был, по правде говоря. Трудился в поте лица в музыкальном магазине, тщетно пытаясь продать и собственный талант. Но даже задешево его музыка не вызывала никакого существенного интереса. Однако и на его улице однажды наступает праздник — он таки становится знаменитым. Слава, между тем, всегда чревата последствиями, с которыми вскоре столкнется и Руди Рэй Мур.
Биографическая драма «Меня зовут Долемайт» режиссера Крэйга Брюэра удачно встраивается в общий кинотренд 2019 года на 70-е. Конечно, чересчур легко углядеть в картине этакий ответ «Однажды в Голливуде» Тарантино, поскольку оба фильма существуют на одной территории «мета»: взгляд изнутри на индустрию, изрядно сверху присыпанный коксом иронии и переосмысления эпохи. Брюэру, впрочем, не хватает киноязыкового инструментария, и вообще при просмотре фильма часто возникает ощущение сырости вкупе с очевидностью.
«Нет ничего лучше, чем быть одним из продюсеров в фильме, идея которого впервые появилась 15 лет назад. И даже Руди не видел ее! Если бы я пошел и поговорил с ним об этом, то фильм не смог бы толком получиться. И это было другое время; Netflix еще не было. Тогда мы ходили в разные студии и говорили: "Руди Рэй Мур". А нам отвечали: "Кто это такой?"».
Брюэр обратился к беспроигрышному кинонаследию черного американского населения — к жанру blaxploitation, в котором в ряде своих ключевых фильмических изводов присутствовало эталонное манифестирование черных голосов и черной телесности. Однако обыграть жанровые клише у Брюэра не вышло. Фильм заимствует у эстетики blaxploitation, наследует ей порой покадрово, реконструирует жанр в пределах воссоздания фильмов Руди Рэй Мура, но делает это не то что без некоей занимательности, но даже без киномагии.
«Меня зовут Долемайт» — технично исполненный на уровне режиссуры опус, который просто боится искать новые ракурсы и решения, визуальные — в первую очередь. Здешние 70-е мало чем отличаются от 70-х у Тарантино, только у последнего значительно плотнее бэкграунд, а реальная история настолько густо смешана с вымышленной и переписанной, что кажется, будто так это и было на самом деле. В реальность всего случившегося в «Меня зовут Долемайт» верить приходится по умолчанию, но доверять до конца — едва ли. В конце концов, Крэйг Брюэр боится выйти за рамки биографических драм по-голливудски, в которых обязательно фиксирование взлета на вершину с последующими падениями вниз по лестнице, в бездну бесславия и разочарований, во тьму и ангст. «Меня зовут Долемайт» — кино старательное, будто бы специально заточенное под среднестатистического зрителя Netflix, не желающего по тем или иным объективным причинам смотреть что-то изощренное или хотя бы чуть изобретательное, нежели стандартный байопик, пусть и в сеттинге ядреного exploitation.
Однако все режиссерские несовершенства картины с лихвой компенсирует Эдди Мерфи, которому наконец спустя 13 лет после «Девушек мечты» Билла Кондона досталась роль большого драматического диапазона. Учитывая же длительный процесс создания «Меня зовут Долемайт» (в общей сложности фильм добирался до экранов 15 лет), для Эдди Мерфи роль Руди Рэй Мура тянет на самую важную в его карьере за энное количество лет. И потому столь самозабвенно Мэрфи роли Руди отдается, играя действительно собственный бенефис и, что едва ли сложно не увидеть, самого себя, пережившего как периоды головокружительных карьерных побед, так и периоды стагнации. При всей повествовательной легкости картины нельзя не увидеть трагичности фигуры главного героя, который, с одной стороны, стал «крестным отцом рэпа», но с другой — как актёр не сумел выйти из золотой клетки собственного амплуа сутенера Долемайта.
«Меня зовут Долемайт» — первый за 20 лет карьеры фильм Эдди Мерфи с рейтингом R.
Эдди Мерфи — большой поклонник Уэсли Снайпса, но это их первый совместный фильм.
Фильм посвящён брату Эдди Мерфи Чарли.