Роману Петровичу (Александр Паль) живется трудно. С поста режиссера Главного Театра Страны его увольняют. Ведущим детсадовского драмкружка он тоже пробудет недолго. Виноваты бескомпромиссность и глубина автора, который как мазохист мучает труппу Чеховым, а к дошкольникам относится серьезно, без скидок на возраст, заставляя разбирать роль по Станиславскому. Все закономерно кончается фрилансом, многодневной щетиной и пустым холодильником. Но внезапная халтура — съемки фильма для взрослых — становится рождением нового искусства. Оказывается, узкоспециальные актеры Тимур (Олег Гаас) и Лера (Любовь Аксенова) восприимчивее к русской классике, чем их профессиональные коллеги из театра, а искренность в их глазах светится ярче, чем у малых детей. Рождается новый жанр — Глубокое Русское Порно.
Новый фильм Михаила Сегала «Глубже!» — идейное продолжение его самой уморительной картины «Рассказы» — киноальманаха о России сегодня. После разборок с мифом об СССР в «Кино про Алексеева» и личной картины про одиночество «Слоны могут играть в футбол» режиссер-писатель возвращается к любимой теме — смеху над тоской по большой русской культуре. В одной из новелл в «Рассказах» провинциальная школьная библиотекарша черпала экстрасенсорные силы из собрания сочинений Пушкина и, выражаясь исключительно онегинской строфой, помогала следакам в расследовании пропажи маленькой девочки. Буквализация и доведение прописной истины до абсурда — главный метод прямой, как палка, сегаловской дидактики. «Ученье — свет» — и поэтому сначала бабушка становилась волшебной, а затем сгорала заживо. Так и в новой картине автор, раскручивая нехитрое сравнение нынешней культуры и порнографии, предлагает посмотреть на современность как на бесконечный абсурдный анекдот.
Фильм про сохранение собственной идентичности, когда все вокруг пытаются тебя этой идентичности лишить, вынудить мимикрировать под реальность. Если в тебе есть характер, принципы, взгляды — ты побеждаешь внешние обстоятельства.
Михаил Сегал, режиссер
Про тяжелые перипетии кинематографистов на эту тему уже снят, например, «Порнограф» Бертрана Бонелло. Но сатира Сегала не ограничивается исключительно профессиональной сферой, а стремится, кажется, охватить весь сегодняшний день. Современный театр с его любовью к новому прочтению классики представляет модный режиссер Хачатурян (Антон Лапенко), штампующий вычурные постановки со скоростью автомата. За поколение зумеров и их анемичную сексуальность отдувается компьютерный гений и владелец подпольной порноиндустрии ( Семен Трескунов** ), который все не может потерять невинность. За телевидение — ведущий программы «Правда» Владимир (Сергей Бурунов), безнадежно отдалившийся от простого народа, потому что потерял «своего маленького Володю». Когда же порнография по причине своей глубины становится национальной идеей, на сцену выходят президент (перекочевавший из «Рассказов» Игорь Угольников) и министр культуры (Игорь Верник) — образы собирательные, как в сказках Салтыкова-Щедрина. В итоге анекдот растекается мыслью по древу современности, и часто не успеваешь посмеяться над одним, как Сегал уже бомбит следующую тему.
Александр Паль, конечно, сыграл альтер эго Сегала, которому с его любовью к большой культуре не повезло родиться в наше время. Свое столкновение с современностью в «Рассказах» автор формулировал просто: «О чем с тобой трахаться?» Некоторых российских кинематографистов поиски ответа на этот вопрос заставляют рефлексировать до членовредительства. Сегал же предпочитает по наклонной и с ветерком катиться в это «ни о чем». Это, если угодно, метод от противного, но на своем пути режиссер выносит довольно однозначный вердикт нынешней культурной атмосфере, не забывая и про главного виновника ситуации — художника.
Саша (Александр Паль) в нашем случае был не просто актер, не просто исполнитель, а в каком-то смысле автор роли и понимал, что и как нужно делать. Именно чувство юмора позволяло ему не комиковать, быть серьезным и искренним.
Михаил Сегал, режиссер
Роман Петрович и его претензии на смыслы в мире, где все смыслы давно мертвы, — главная мишень сегаловского юмора. Например, оказывается, рапидная эстетика Тарковского с его тягой к выплескивающимся жидкостям как влитая садится на материал фильмов для взрослых. В отношении «Глубже!» критика часто повторяет «Страшный сон режиссера», забывая, что создание чего-то нового в мире бесконечных копий — самый влажный из возможных снов художника. Но, что прекрасно, даже за толстым слоем самоиздевки в Сегале проглядывает трепетный борец культуры и романтик просвещения. И в конце — спойлер: Чехов победит порно.
Изначально «Глубже!» был одним из сценариев для киноальманаха «Рассказы» 2012 года, но режиссер увидел в истории потенциал и развил ее до полного метра.
Персонаж Романа Петровича был написан специально под актера Александра Паля.
Никакого кумовства, только честные и непредвзятые мнения. С нашими друзьями-кинокритиками такое и не провернешь: бог дал им хороший вкус и способность чувствовать цвета и оттенки. Тем, кто курирует фестивали, пишет книги и сам снимает, — мы доверяем.
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников Читать
Новости — 16:00, 20 ноября
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым Читать
Новости — 13:49, 20 ноября
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу Читать
Образ жизни — 13:33, 20 ноября
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов Читать
Новости — 11:40, 20 ноября
Мартин Скорсезе и другие звезды в тизере «Студии» Сета Рогена Читать