Говард – суетливый делец, владелец ювелирного магазина. Герой должен всем подряд. Он только и занимается тем, чтобы выгоднее занять у кого-то и отдать прежний займ или сделать новую ставку. Улицы тесные, да и не особо длинные, отчего число мужей с наличкой, к которым можно обратиться все меньше и меньше. В конце концов, даже у родного брата Говард впал в немилость. Из Эфиопии ему привозят черный опал, редкий, неограненный бриллиант, на который вмиг позарился пришедший в лавку игрок «Бостон Селтикс». Драгоценность тот просит на время, оставив в залог кольцо чемпиона, и делец, намеренный поставить на команду гостя вечером, ему уступает. С этого и начинается очередной кросс Говарда по Нью-Йорку, который ни к чему хорошему не приведет: проблем все больше, должники нанимают мордоворотов, жена вот-вот проклянет, а любовница, кажется, будет совращена эстрадным певцом The Weeknd.
«Адам Сэндлер просто поднимал настроение и сделал съемки веселыми, а не пугающими. У него очень хорошая энергетика».
Среди очевидных расшаркиваний братьев Сэфди перед мастерами (Мартин Скорсезе не только повлиял своим творчеством, но и спродюсировал картину) все забывают про картину, у которой была позаимствована (читай вдохновлена) концепция, которая столь сильно взволновала американского зрителя, разочарованно выходившего на титрах из зала. Финал ленты, нарочито пессимистичный, как по стертым нотам разыгранный, не просто так проходит на глазах артиста Эрика Богосяна. Именно по его пьесе снят «Ток-радио» – камерный, маленький, злой фильм Оливера Стоуна, про который многие позабыли под тенью других побед постановщика (от «Выстрелов в Далласе» до «Взвода»). Там популярный диджей разговаривал в прямом эфире со слушателями и разгонял самых буйных циничными ремарками и прочими вызывающими негодование высказываниями. Главного героя Богосян и играл – это такой же болтливый, самоуверенный персонаж, как и Говард в исполнении Адама Сэндлера. В «Ток-радио» тоже шла игра на повышение и понижение, разве что ставкой было раздражение или агрессия собеседника, когда обсуждение проблем заходило слишком далеко, и никто не разбрасывался деньгами направо и налево, как делает Говард.
«Я думаю, что Говард и его постоянная борьба за свое место примерно равна тому, как кинематографист борется за то, чтобы представить собственный продукт».
Картины заканчиваются примерно одинаково: если самонадеянно «зарываться» с опасными людьми, то можно получить в ответ. Другой вопрос, что в «Ток-радио» поднимался вопрос свободы слова, тогда как Сэфди претендуют ни много ни мало на трансгрессию. Они то и дело норовят выделить своего героя, возвысить его, приближая атрибуты вокруг него, темы, ему близкие, к границе той плоскости, в которой они находятся, сделать его жизнь полной невозможного и местом, где встречаются фортуна и рок. Грубо говоря опал – микрокосмос, созвездие многочисленных огоньков, целая вселенная, соразмерная сознанию мелкого человечишки Говарда. Национальный вопрос, красной нитью проходящий через его историю, синонимичен для постановщиков с рабством в Эфиопии, ибо делец, распоряжающийся камнем в трущобах Нью-Йорка, примерно такой же промежуточный пункт между лоном природы, где эта неограненная драгоценность покоилась, и властью денег.
Помимо неудавшейся попытки в очередной раз размяться на поле метафизики, Сэфди банально так и не научились грамотно сводить все свои сюжетные линии к единому знаменателю. Режиссерам, как и в «Хорошем времени», при амбициях на большое авторское кино требуется вводить абсурдные линии с кислотой и прочие нагромождения с большим количеством лишних героев, чтобы добавить картине динамики. Ведь сколько бы Сэфди ни кичились тем, что росли на авторском Голливуде семидесятых, братья – дети поп-культуры девяностых, где блокбастеры составлялись примерно по такой же сценарной схеме. И какой бы подвижной ни была ручная камера, сколько бы ни чахли над эффектом пленочного изображения и не смаковали крупные планы отчужденных людей, это будет такой же сюжетный, развлекательный фильм, как «Трансформеры», а не «Таксист».
После съемок Сэндлеру и Сэфди так понравилось работать вместе, что они сняли короткометражный фильм Goldman v Silverman.
Фильм «Неограненные драгоценности» был спродюсирован Мартином Скорсезе.