Очередная попытка экранизировать бедного Клайва Баркера
Через два дня после того, как великому и ужасному Клайву Баркеру исполнилось 68 лет, на сервисе Hulu состоялась премьера фильма «Книги крови». Баркер выступил исполнительным продюсером, кресло режиссера занял Брэннон Брага, над сценарием работал Адам Саймон. Ранее дуэт Брага — Саймон подарил зрителям мрачный и кровавый «Салем», надежды на удачную адаптацию «Книг крови» имели право быть. Но, увы, проект, задумывавшийся, как сериал, превратился в фильм-антологию, в котором от гротескных, выворачивающих наизнанку сознание и нутро, рассказов Баркера осталось только название и усеченная, лишенная души подделка под обрамляющую историю «Книг крови» и замыкающий цикл рассказ — «На Иерусалимской улице».
Если для произведений Стивена Кинга нашлись режиссеры (Фрэнк Даррабонт, Майк Флэнеган), которые смогли перенести на пленку не просто содержание, но и дух книг, то с работами Баркера история намного печальней. Культовые «Восставший из ада», «Ночной народ» и «Кэндимен» остались давно в прошлом, а в последние годы кинематографистам удавался только первостатейный треш, имеющий с оригинальными историями мало общего. Последняя относительно удачная экранизация одного из рассказов писателя — «Полуночный экспресс» Китамуры. Возможно, дело в самих произведениях Баркера, каждое из которых — шкатулка Лемаршана, открывающая двери туда, куда многие идти побоятся. И, если экранизировать «истории мертвых» так, как они пригрезились автору, то дороги и магистрали из вымышленных станут реальными, пролягут через осязаемый мир — свою боль и тоску мертвецы зарытые, но не упокоенные, будут писать на телах каждого живого существа на земле.
В любом случае, создатели фильма мудро отказались от слова «экранизация», ведь кино получилось сильно по мотивам. Лента делится на три истории. Двое преступников отправляются на поиски таинственной книги крови, которая стоит целое состояние, но они и не подозревают, что эта книга представляет собой на самом деле. Дженна (Бритт Робертсон, «И повсюду тлеют пожары», «Собачья жизнь») сбегает из дома, пытаясь спрятаться от собственной вины, но попадает в руки убийц. Привлекательный мошенник Саймон (Рафи Гаврон, «Крестный отец Гарлема», «Звезда родилась») обманом завоевывает признание Мэри (Анна Фрил, «Области тьмы», «Девушка по вызову»), ученой, занимающейся исследованием паранормальных явлений, используя ее горе от смерти сына. Если линии преступников и Саймона связаны между собой хотя бы частично, то история Дженны — совершенно самостоятельное, цельное произведение, которому не нужны костыли в виде двух завязанных на книге Баркера.
«Книги крови» Браги напоминают сиамских близнецов, если их разделить, то получится два полноценных фильма, но в таком виде — это не кино, а экспонат для цирка уродов. В сегменте Дженны есть интригующая завязка, кошмарные видения, неожиданные сюжетные повороты и закономерный, пугающий финал. Вот только он никак не связан с двумя другими историями, не считая слабой попытки создателей натянуть маленькую сову на очень большой глобус, когда один из преступников попадает в лапы к маньякам, преследующим девушку.
В ленте нет безумного и болезненно-прекрасного мира книг Баркера, где возможны «Свиной кровавый блюз» и «Холмы, города», полного жестокости и тьмы. Нет даже попытки его воссоздать, ибо все, чем пугает лента, — это набившие оскомину приемы, вызывающие в лучшем случае омерзение, а в худшем — скуку, вроде насекомых, выползающих изо рта, и бедного грима, как в 70-х годах прошлого века. В итоге фильм Барги — не худшая попытка адаптировать произведения Баркера для экрана, но и не самая удачная.