Четвертый сезон «Короны» унаследовал от третьего не только актерский состав, но и основной мотив, прекрасно выраженный когда-то Шекспиром в «Генрихе IV»: «Uneasy lies the head that wears a crown» («Нет покоя голове в венце» пер. с англ. — Прим. SRSLY). Осталась прежней и структура повествования, разделенного почти поровну на описание важнейших событий эпохи (в данном случае «тэтчеризма») и фамильные дрязги королевской семьи. Не обошлось и без типичных для августейших особ романов на стороне — в новом сезоне за это отвечает вечный принц Чарльз в исполнении Джоша О’Коннора и его бесконечный роман с Камиллой Паркер Боулз. Отбелить повествование от желтизны позволяет только неизменно чопорный и, возможно, единственно верный тон.
Чарльз — наследник престола, а значит, самый близкий к короне после Елизаветы человек. Однако весь сезон он прозябает в тени более примечательных женщин — своей матери и долгожданного новичка сериала — принцессы Дианы, которые образуют своеобразный триумвират образов в союзе с Маргарет Тэтчер, роль которой исполнила Джиллиан Андерсон. Свет и тень — вообще одна из главных метафор сериала.
Каждая часть этого триптиха по-своему интересна. В центре, разумеется, расположена неподвижная как статуя (и почти столь же бесчувственная) фигура королевы. А в левой и правой частях Диана и Тэтчер. Первая представляет дикую и необузданную силу (в этом смысле имя Диана подходит ей как нельзя лучше) и неслучайно впервые появляется в образе дикого растения, готовясь к постановке пьесы «Сон в летнюю ночь» Став невестой Чарльза и оказавшись во дворце, превратившемся для нее в нечто вроде террариума, она, однако, не изменяет своей природе и кажется единственным живым существом во всем королевском семействе. Диана отказывается служить идеям короны, которые страстно исповедуют остальные. Таким образом, ее конфликт с королевой не столько личностный, сколько идейный — тысячелетняя английская монархия против безграничной империи чувств.
Тэтчер тоже противостоит королеве, представляя другую, буржуазную Англию, со всей протестантской этикой, ригидностью и нелюбовью к аристократии. Тэтчер, так же, как и Диана, ставит под сомнение существующие ценности «старой доброй Англии», пытаясь сделать из нее современную страну. Конфликт между ними достигает своего пика в восьмом эпизоде — «48:1». Эпизоде во многом символичном: королева по-прежнему возглавляет рудиментарное Содружество Наций — объединение стран, некогда входивших в состав империи, а Тэтчер, считая его устаревшим и ненужным, противопоставляет ему свою железную волю. Она единственная голосует против экономических санкций в отношении ЮАР за проводимую республикой политику апартеида. Прагматизм превыше всего.
С ощущением разваливающейся идеи громадины-империи рифмуется и «внутренняя» истории королевской семьи, медленно разлагающейся под пристальным взором прессы. Резюмирующим символом вырождения этих глубоко несчастных и травмирующих отношений стали кузины королевы, страдающие психическими заболеваниями и преданные забвению. От этого визуальная метафора, помещенная во вступительные титры, в которых из тьмы появляется подсвеченная, давящая своей тяжестью корона, только усиливается.
Настоящая Англия и современность врываются в Букингемский дворец подобно Майклу Фэгану — обычному жителю окраин Лондона, проникшему в покои королевы. Перемены, которые они несут за собой, неизбежны: имя Тэтчер останется в учебниках истории, а Диана уже вступила на путь, заканчивающийся в парижском тоннеле.
Производство четвертого сезона «Короны» было запущено еще до того, как закончился постпродакшен третьего. Съемки начались уже в августе 2019 года (третий сезон стал доступен для стриминга на платформе Netflix в ноябре 2019-го). В соответствии с оригинальной концепцией шоураннера Питера Моргана (каждые два сезона — полное обновление каста) актерский состав сериала почти не поменялся, за исключением персонажей, которые появились в сериале впервые — это принцесса Диана и Маргарет Тэтчер. Роль первой исполнила Эмма Корин, известная по сериалу «Пенниуорт».
Вот как охарактеризовал ее Питер Морган: «Эмма очень талантлива и мгновенно заслужила наше расположение, когда пришла на пробы. Она обладает той юностью и аурой невинности, которая была присуща молодой принцессе Диане. Но в то же время именно Эмма сможет изобразить ту широкую палитру эмоций, в том числе и негативных, которые могла испытывать мисс Спенсер, когда за пару лет превратилась из простолюдинки в современную икону». В Сеть уже утекли фото со съемок четвертого сезона: Эмма Корин носит то самое розовое платье, которое Диана надела во время поездки в Австралию.
Я бы сказал, что у меня есть привязанность к принцу Чарльзу как к реальному человеку, но я понятия не имею, какой он на самом деле, и не знаю, насколько мой персонаж на него похож.
Джиллиан Андерсон (вы наверняка помните ее по «Половому воспитанию», она играет в обоих сезонах, а также по сериалам «Американские боги» и «Война и Мир») перевоплотилась в «железную леди» Маргарет Тэтчер — одиозного, но уважаемого премьер-министра Великобритании в 1979-1990 годах. Тэтчер была известна своим жестким неолиберальным курсом и конфликтом с шахтерами, а также «молниеносной» войной на Фолклендских островах (увенчанной победой). Оливия Колман, которая исполняет главную роль, королевы Елизаветы, в восторге от такого каста: «Она [Андерсон] просто невероятная. Стоило ей только начать читать текст [на пробах], как у всех присутствующих в комнате по коже пошли мурашки. Мы подумали: да, это то, что нам надо».
Также в четвертом сезоне гораздо более заметную роль сыграл принц Чарльз (Джош О’Коннор). Напомним, ранее в сериале большое внимание было уделено его конфликту с матерью и поездке в Уэльс, где он занялся изучением Уэльского языка и проникся идеями сепаратизма. Чарльз озадачен поиском собственной идентичности, своего места в обезличенной королевской семье. «У меня есть голос!» — гневно объявляет он матери после церемонии инвеституры. «Отлично, только никто не хочет его услышать», — парирует та.