Киф — подающий большие надежды молодой комиксист. Своей доброй историей в картинках про тост с маслом он несет людям «немножко света». Предел его мечтаний — домик и хорошая страховка. Но одним солнечным утром люди в форме кладут простофилю лицом в асфальт. Ничего личного. Просто парень подходил под описание: высокий и черный. Сильный удар головой круто меняет его картину мира. Во-первых, Киф понимает, что проблемы расового ущемления никуда не делись. Во-вторых, почему мусорный бак на углу улицы начал разговаривать?
«Проснувшийся» от Hulu — это восьмисерийный ситком на основе автобиографического комикса Кита Найта The K Chronicles, который на протяжение 25 лет выходил на страницах различной американской прессы. В молодости автор стал жертвой жестокого обращения со стороны полиции, после чего он навсегда изменил взгляд на свое творчество. Приставка «черный» к слову «художник» стала для него принципиальна. Зарисовки на отвлеченные темы сменились остросоциальными шаржами о роли расы, пола и класса в обществе. Не изменился только метод карикатуры.
Кит Найт выступил как один из сценаристов шоу, а его рисунки послужили эскизами для мультипликационных фрагментов — видений, спровоцированных сотрясением героя. Кресло режиссера занял сериальный ремесленник Морис Мэребл, работавший на дюжине подобных комедийных проектов вроде недавних «Чудотворцев» со Стивом Бушеми и Дэниелом Рэдклиффом. В интервью Найт подчеркивал, что съемочная группа в основном состояла из афроамериканцев. Это стало условием для возникновения живительного градуса иронии, который представители другой этнической группы в отношении черных просто не могли бы себе позволить. В одном из эпизодов Кифа зовут на вечеринку, да еще и платят за это. А оказывается, что ради антуража толпе белой богемы понадобился один афроамериканец, чтобы трогать его за волосы и делать с ним селфи. Событие вдохновляет художника на провокационную акцию: по всему Сан-Франциско он расклеивает объявления Black people for rent.
Кифа и его друзей свела вместе арендуемая на троих квартира. Все время они проводят в кафе, барах или на импровизированных светских раутах с такими же художниками-неудачниками. История обретения личной свободы через искусство подается в уютной обертке ситкома. И эта беспретенциозность формы очень к лицу проекту. Ведь борьба ведется на поле повседневности, она наконец может быть веселой. Проповедь должна обернуться стендапом, а призыв к действию лучше всего реализует сегодня себя в форме мема. А вы знали, что история про сосиску на сосисочном комбинате отлично раскрывает тему дискриминации культуры негритюда? Авторы демонстрируют практически забытую сегодня истину: говорить на щепетильные темы намного проще с иронией — хорошей подругой здравого смысла.
Киф, все глубже залезая в нору тяжелых галлюцинаций, приближается к собственной идентичности. Не замечать проблем нет никакой возможности. Вот уже и урна дискутирует с героем о социально-политическом неравенстве. В принципе, полный расколбас реальности — нехитрая метафора проснувшегося осознания своей этнической принадлежности. Под прицелом ангажированного взгляда окружающий мир открывается заново. «Я вижу вещи», — все, что может выдавить на расспросы друзей ошарашенный художник. Точнее и не скажешь.