Знакомьтесь, это Настя. Она совершенно обычная молодая женщина: у нее есть заботливый бородатый муж с проблесками чувства юмора, работа архитектора в бюро (где она прекрасно справляется со своими обязанностями), гиперопекающая мама и целых две подруги. У Насти те же самые проблемы, что и у сотен и тысяч других женщин в нашей стране.
Стоп. Забудьте о том, что вы только что прочитали. Настя вовсе не обычная, ведь внутри нее обитают целых пять абсолютно разных субличностей! Но давайте все-таки по порядку.
У Насти, в целом успешной и довольной жизнью девушки, неожиданно начинается черная полоса, такой вот личный мини-апокалипсис. Все идет кувырком: она теряет любимую работу из-за заказчика-сексиста, а вдобавок к этому и мужа — он уходит, попавшись на измене. И не с кем-нибудь, а с Настиной близкой подругой, так что и тут можно поставить еще один минус. Раньше Насте помогала мама — даже, возможно, чересчур навязчиво. Но именно теперь, когда девушке как никогда нужна поддержка, мама испаряется из жизни дочери. И что тогда делать, к кому обратиться за помощью? Ответ не самый очевидный: к самой себе!
Вот тут-то мы и знакомимся с Настей поближе — точнее, с ее внутренним миром. И его обитательницами, с говорящими прозвищами: Бусинка — это буквально внутренний ребенок, Хозяюшка, будто бы выскочившая из «Домостроя», отвечает за классические гендерные функции, Богиня явно полагает себя дочерью Афродиты и точно по Фрейду следуют принципу удовольствия, Алла Кирилловна, «похожая на завуча», это олицетворение морально ответственного «суперэго», и, наконец, любимчик Насти — Сестра, этакий юнгианский Анимус в сознании, дерзкий и целеустремленный. Как нетрудно догадаться, все они мало в чем могут друг с дружкой согласиться. За исключением одного: все пять субличностей Насти хотят, чтобы она была счастлива.
Чтобы разобраться в себе и наладить рухнувшую жизнь, Насте предстоит детально изучить характер и роль каждой части своего «я». Решения, которые будет принимать героиня, придется согласовать и утвердить со всеми субличностями. И при этом в процессе не поехать крышей и не лопнуть от раздирающих противоречий. Задачка, да?
Создатели в один голос твердят, что героиня Насти близка очень многим женщинам, поскольку ее история — о взрослении. Можно предположить, что так и есть: из жизни Насти как бы устраняются и мать и муж — по умолчанию сильные фигуры, оказывающие поддержку и влияние. Но девушка не сдается, не оказывается сломленной, она борется, находя в себе внутренние ресурсы и силы жить дальше — более того, брать ответственность за свою жизнь.
Приятно, что создатели наделили Настю сильным характером. При этом она не какая-нибудь супервумен, а просто талантливая, умная и амбициозная, но в то же время неуверенная в себе и даже немного застенчивая девушка. У нее есть свои преимущества и недостатки, потому что она живой человек, но есть при этом и некий стержень, который не дает ей опустить руки. Это еще один аргумент в пользу того, что зрителям будет легко ассоциировать себя с героиней — она реалистичная. Все как в жизни. И это вселяет надежду: смогла она, смогу и я!
По сути, сериал предлагает нам любопытную интерпретацию и визуализацию принятия решений человеком: как в «Головоломке», только там речь шла о формировании эмоций. У каждого ведь были эти долгие споры с самим собой, аргументы за и против, вот эти вот «одна часть меня хочет Х, но другая часть уверена, что лучше выбрать Z»? Ну, вот как-то так это бы и выглядело, получи каждая часть свой голос и конкретный образ.
Самое главное, не забыть в процессе, что каждая субличность — это все еще один и тот же человек, все та же Настя, просто отдельная ее грань. Прямо «Внутри Лапенко» наоборот: там один человек играет совершенно разных персонажей, а здесь разные актеры воплощают стороны одного и того же человека. И это логично — люди не двухмерные плоские картонки, а, как говаривал Шрек (правда, он говорил это про великанов...), люди — они как лук. Многослойные. И сложносоставные. И гармония наступает только тогда, когда все части наконец находят общий язык на пути достижения цели. Так что сверхцель видится в равной степени тривиальной и сложно достижимой — полюбить себя, собрать всех «могучих рэйнджеров» в одного.
За постановку сериала отвечает Вера Смолина — «Настя, соберись» стала ее дебютным проектом, а за сценарий — Николай Майер и Николай Куликов, которые боролись с предрассудками в отношении лишнего веса в фильме «Я худею». Главную роль Настиной «оболочки» играет Любовь Аксенова («Джек Райан», «Бывшие», «Содержанки», «Мажор»).