21 июня 2020 года на канале HBO (и по традиции в российской «Амедиатеке») стартовал новый сериал, вдохновленный романами Эрла Стэнли Гарднера — в нем рассказывается об американском адвокате Перри Мейсоне, который топит за справедливость и раскрывает крайне запутанные дела, даже не надеясь на премию к зарплате. Шоу вышло достойным, однако от книжного варианта в нем не осталось практически ничего. В произведениях Гарднера (их, к слову, более 80 штук) Мейсон находился на пике карьеры, был статен, с уверенностью брался за серьезные расследования (чаще всего связанные с убийствами) и львиную долю времени пребывал в залах суда. Отличительной фишкой героя же является то, что наряду с линией защиты клиента он подводил настоящих виновных к покаянию прямо на судебных заседаниях. Подобный книжному образ мы видели в уже вышедших экранизациях, в том числе — в знаменитом классическом сериале 50–60-х годов с Реймондом Берром в главной роли.
Шоураннеры же современного «Перри Мейсона», коими выступают Рон Фицджералд («Мир дикого Запада») и Ролин Джонс («Подпольная империя»), предлагают совершенно иной формат проекта и видение главного героя. Перри — осунувшийся, худощавый, похожий на неудачника — пока еще не достиг успеха на адвокатском поприще и работает частным сыщиком, разыскивая за гроши различных беглянок с неверными мужьями и коротая вечера на родительской ферме с бутылкой спиртного. Активно ведет диалог сериал и о прошлом персонажа, чему практически не уделялось внимание в романах и экранизациях. В проекте Фицджералда и Джонса Мейсон не лишен семейных проблем, прошел через военный трибунал, имеет синий билет и посттравматический синдром — «подарок» Первой мировой войны, которая фигурирует во флешбэках.
Впрочем, решение создателей относительно образа Мейсона является не только частью удачной концепции, согласно которой перед нами разворачивается история становления персонажа. Его состояние и внешний вид ясно отзеркаливают временную эпоху, приходящуюся на разгар Великой депрессии, в которой было, мягко говоря, мало радости и надежды. Поэтому колоссальное время сериал уделяет не только детективной линии, прошлому и внутренним перипетиям героя, но и экскурсу по грязным улицам Лос-Анджелеса, погрязшим в желто-серых болезненных тонах.
Почти каждый эпизод подкидывает натуралистичного вида трупы и будто за руку проводит зрителя по обветшалым квартиркам и темным закоулкам, где на каждом шагу можно наткнуться на нуждающихся людей и царящее беззаконие. На этом фоне полиция, обязанность которой — защищать, сама зачастую оказывается палачом, не гнушающимся пытками, подкупами и убийствами. За неимением надежды и помощи жители города активно ищут их у харизматичной проповедницы из двуличной евангелической церкви, за которой стоит совет из подкупленных старейшин-мужчин. Вокруг всего этого также царит ореол из тотальной мизогинии, лицемерия властных структур и проблем ущемления прав темнокожих.
HBO дал добро на продолжение сериала еще до того, как мы увидели финал первого сезона, который наряду с торжеством добра оставил за собой и толику тьмы. Для Перри Мейсона его первое дело, несмотря на обливание помоями и полученные в бесчисленном количестве тумаки, оказалось удачным. Он расследовал убийство младенца Чарли Додсона, а затем защищал в суде его мать, которую прокурор, увидевший в женщине легкую мишень, обвинил в преступлении. Начинающий адвокат доказал невиновность героини, попутно вскрыв коррумпированность евангелической церкви.
Теперь впереди героя ждет партнерство с его напарницей Деллой Стрит, намеревающейся получить юридическое образование (его предстоит оплатить Мейсону), и Полом Дрейком — бывшим полицейским, который помогал Перри в расследовании и уволился из прогнивших изнутри органов, чтобы работать с ним на постоянной основе. У троицы уже даже появилась первая клиентка. Вместе с этим мы увидели, что один из главных виновных в смерти ребенка, детектив Эннис, так и не признал вину в зале суда под напором Мейсона и смог избежать правосудия. Свое воздаяние, правда, он все же получил, будучи утопленным коллегой. Но из этого ясно, что с грязными методами работы органов власти мы не раз столкнемся и в грядущем сезоне — остается надеяться, что Перри Мейсон все-таки сможет расколоть кого-нибудь на судебном слушании, и этот навык станет его фишкой.
Вопреки главной концепции романов, основные действия «Перри Мейсона» HBO разворачивались не в зале суда, а главный герой стал настоящим адвокатом только к шестой серии. Поэтому очевидно, что его более основательную работу в этом направлении нам еще предстоит увидеть в продолжении. Стоит ожидать, что герой получит лицензию на адвокатскую практику, а создатели подойдут ближе к книжному источнику, дающему более детальное описание судебных процессов: они у Гарднера, который сам работал в юридической сфере, были крайне подробно расписаны. Понятно и то, что второй сезон будет посвящен одному конкретному делу, как это было с Додсонами. Этот момент также важен: благодаря неспешному темпу расследования авторы смогут сконцентрироваться в том числе на дальнейшем раскрытии персонажа Перри Мейсона, у которого еще много внутренних кровоточащих ран.
Разумеется, к роли Мейсона вернется Мэттью Риз, блестяще справившийся с ее воплощением. К нему также присоединятся Джульет Райлэнс («Больница Никербокер», «МакМафия»), сыгравшая свободолюбивую и напористую Деллу Стрит, и Крис Чок («Готэм», «Сыны анархии»), Пол Дрейк которого, скорее всего, станет частным сыщиком, как было в оригинале. К проекту также вернется Тим Ван Паттен, режиссировавший «Игру престолов», «Подпольную империю», «Клан Сопрано» и «Черное зеркало», — постановщик снял первые серии «Перри Мейсона», и именно они задали превосходные основной тон и настроение сериалу.