

На советских мультфильмах продолжают расти дети тех родителей, которые сидели когда-то на цветастом ковре перед выпуклым экраном старого маленького телевизора и впитывали доброту и простые истины про дружбу и любовь. Большими детскими глазами ребенок жадно следил за каждым героем, подпевал любимым песням и верил в чудеса.
Один из таких мультиков — это «Умка», история про дружбу белого медвежонка и мальчика из поселения. В первой серии трилогии полярный мишка узнает от мамы много полезного: от того, что надо прятать черный нос, чтобы тебя не заметили, до странных людей, которые умеют ходить на задних лапах и снимают с себя шкуру, когда захотят. А еще у них две головы, и они пахнут дымом.

Умка — маленький и неуклюжий мишка. Он еще совсем несмышленыш, не умеет ловить рыбу, но зато прекрасно плавает в ледяной воде.
Мать для медвежонка авторитет, но от нее не было строгого запрета на общение с людьми. Напротив так забавно прозвучали слова матери об их смешных особенностях, что ребенку стало любопытно, да так, что во втором эпизоде пушистый сын улетает на вертолете в поисках друга. Знакомство с мальчиком произошло случайно и без предисловия, но зато на всю жизнь.
Как это часто бывает у детей, интерес возникает спонтанно, и двое уже играют вместе, несмотря на возможные противоречия. За короткое общение между зверем и человеком возникает крепкая связь.
Мультик нарисован с огромной любовью. Удивительно, но от холодных пейзажей со снежными заносами и льдинами веет теплом. Нет ощущения опасности. На экране просто уголок планеты, который покрыт белым полотном. Там свои устои и жители.
Пузатый сорванец Умка катается по льду, неуклюже двигается, подражает тем, кого видит. Прекрасно показана неопытность детеныша. Мама медведица идет уверенно и всегда готова помочь, направить своего ребенка, дать дельный совет. Она его защита и опора.
Эскимос, с которым знакомится главный герой, простой мальчишка. Зритель не успевает достаточно его узнать, но от него исходит светлая энергетика. Он не представляет угрозы, как человек, которого избегают животные, он всего лишь живет по соседству.
Продолжение «Умки», «Умка ищет друга», нарисовано иначе. Контуры четче и приближены к привычной современной анимации. В пустынный северный мир вливаются неожиданные элементы людского быта.
Последний и самый трогательный выпуск, «Умка на елке» 2019 года опережает предшественника по качеству, но мимимишность и сказочность утеряны. Стало больше реалистичности, а привычный городской антураж с детскими забавами и новогодними праздниками выглядит контрастной противоположностью с ледниками и полярными голыми видами. Но ярким осознанием проникает в зрителя большое и трепетное чувство сквозь слезы: мама — это сердце, самое дорогое и близкое на свете.
Вас может удивить имя сценариста — Юрий Яковлев, полный тезка знаменитого актера, но это ошибочная ассоциация. На счету автора 47 фильмов. Лучшие проекты: «Мы смерти смотрели в лицо», «Три веселые смены», «Зимородок» и другие.
На озвучке знакомые голоса. Маргарита Корабельникова озвучивала Антошку и Вовку в «Возвращении блудного попугая», а Клара Румянова участвовала в дублировании огромного количества советских мультфильмов, и ее озорным характерным тембром говорят Заяц из «Ну, погоди!», Чебурашка, Элли, Малыш — друг Карлсона и прочие персонажи в более 100 мультиках.
И все же, первая серия остается у многих любимой и может стать хорошей подготовкой ко сну для детей, так как в ней нет громких и неожиданных событий. Все происходит неспешно, а беседы медвежонка с матерью наполнят хорошим настроением и вызовут улыбку умиления.
Мультик дарит ощущение безопасности, полностью стирая проблемы внешнего мира. Это возможность побыть в беззаботности среди случайных друзей, прямо под созвездиями. Знаменитая колыбельная медведицы настраивает на расслабленный лад, окутывает шлейфом волшебных звезд. Где-то неподалеку раздаются шаги людей, которые кочуют с места на место, слышится стук копыт оленей, грациозно перепрыгивающих сугробы, а где-то ждет теплое жилье. И можно бесконечно слушать знакомый мотив, наслаждаясь северным сиянием и размеренной речью кого-то близкого, кто будет рассказывать сказку на ночь.
— А у тебя 2 головы, а у меня одна.
— Это не голова, это шапка!
— Хорошо там, где тебя любят сильнее всего.
— Я понял! Мама, мне хорошо там, где мы вместе.