«Сквозь снег» — фантастическая антиутопия от признанного южнокорейского режиссёра Пона Джун Хо. Это не просто очередной фантастический фильм с шикарными визуальными эффектами, но и глубокая философская притча о жизни, внутри которой прячется острая критика современного общества.
Сюжет разворачивается в постапокалиптическом мире, где из-за неудачных попыток остановить глобальное потепление, Земля оказалась покрыта ледниками, и вся жизнь на планете была уничтожена, кроме пассажиров огромного поезда, который беспрестанно двигается по замкнутому маршруту вокруг замерзшей Земли. Внутри поезда общество разделено строго по классовому принципу: богатые и власть имущие наслаждаются роскошной жизнью в передних вагонах, в то время как бедные вынуждены тесниться в задних, живя в ужасающих условиях. Главный герой, Кёртис (Крис Эванс), являющийся частью низших классов, запускает восстание, цель которого — добраться до локомотива и захватить контроль над поездом, чтобы изменив расстановку сил, улучшив условия жизни для всех.
Пон Джун Хо — выдающийся корейский режиссер, сценарист и продюсер, чьи работы привлекают внимание как в Южной Корее, так и во всем мировом кинематографе. Создатель таких громких лент, как «Воспоминания об убийстве», «Мать», «Вторжение динозавра», а в будущем и первый корейский режиссер, получивший «Оскар» за лучший фильм («Паразиты»).
Идея фильма «Сквозь снег» появилась из небольшого графического романа «Le Transperceneige» (1982), созданного Жаком Лобом и Жан-Марком Рошеттом. Роман впервые увидел свет во Франции и до настоящего времени является артефактом научной фантастики, вызывающим интерес по всему миру.
Сам режиссер случайно обнаружил этот роман в 2005 году в магазине комиксов и был потрясен его концепцией. В 2006 году он уже начал работу над адаптацией. Пон Джун Хо не просто перенес роман на экран, но присоединил к нему собственные уникальные замыслы, значительно переработав сюжет.
Режиссер впервые работал над полностью англоязычным проектом, что представляло собой отдельный вызов. Производство фильма также было масштабным и требовательным — сочетание CGI и живых декораций, создание детализированного и уникального мира поезда, от выбора актеров до костюмов и реквизита.
Главную роль в фильме сыграл Крис Эванс, на тот момент уже известный по роли Капитана Америка. Это существенно помогло привлечь внимание к фильму. В картине также снимались такие известные актеры как Тильда Суинтон, Эд Харрис и Джон Хёрт, а также ветеран корейского кино Сон Кан Хо.
«Сквозь снег» бросает вызов нам всем, поднимая вопросы о социальной несправедливости, борьбе за выживание и человечности. Возможно, посмотрев фильм, зритель найдет ответы для себя, или начнет задавать правильные вопросы, что еще важнее.
Пон Джун Хо создает свой микрокосмос в пределах одного поезда, выстраивая в пределах этого пространства всю модель человечества. Целый мир на колесах, который продолжает жить по своим правилам, сохраняя социальное неравенство, преследования и эксплуатацию. Прекрасен ли этот поезд, позволяющий человечеству выжить в условиях вечной мерзлоты? Или ужасен, сохраняя все те пороки, из-за которых мир и оказался на грани вымирания?
Центральной темой фильма можно считать вопрос о «системе». Эта система не чувствует, не думает, не меняется, но она определяет все аспекты жизни людей. Но стоит ли менять эту систему? Так, «Сквозь снег» делает наш взгляд на социальное устройство более ясным, выявляет смелость людей противостоять несправедливости, не забывая и о кровавых побочных эффектах подобной борьбы.
В привычной нам системе классов постоянно происходит эксплуатация слабых более сильными. Фигура Кёртиса ставит под сомнение эту идею, показывая, что слабые могут добиться большего и по-настоящему изменить мир. В то же время, оригинальная идея фильма демонстрирует последствия этого разрушения, исследуя тему жертв, которые, возможно, придется принести.
Сюжетная линия картины многократно поворачивает ожидания зрителя. Пон Джун Хо с традиционной для него изощренностью совмещает систему каст, постапокалипсис, фантастику и элементы экшена, а искусное разделение вагонов поезда на разные социальные слои пронизано глубокой иллюстрацией социальной несправедливости и человеческой тяги к свободе. Но не пугайтесь, эта картина не так уж тяжеловесно. Пон Джун Хо часто в своих фильмах совмещает разные жанры, а потому тут будет и кровь, и слезы, и черный юмор.
В момент выхода, фильм был встречен огромной овацией у критиков и зрителей, оправдав все усилия и трудности его создания. Он собрал более 86 млн долларов в мировом прокате и получил много хвалебных отзывов за острый социальный комментарий, режиссерский стиль и уникальный сюжет. «Сквозь снег» считается сейчас одной из лучших антиутопий, когда-либо показанной на экране, после просмотра которой может измениться все представление не только о жанре, но и о будущем и настоящим человечества.