Неуверенный в себе Анатолий Новосельцев работает в статистическом учреждении, которым руководит «мымра» Людмила Прокофьевна Калугина. Ее боятся и считают жесткой, но женщина знает свое дело и прекрасно справляется с обязанностями. Она никогда не улыбается, одевается мрачно и носит нелепые очки, полностью отдаваясь работе. Старый друг Юра подговаривает Толю приударить за некрасивым директором ради места начальника отдела. Сквозь страх и нежелание робкий Анатолий Ефремович соглашается, не зная, к чему это в итоге приведет.
Алиса Фрейндлих («Д'Артаньян и три мушкетера») блестяще сыграла страшненькую начальницу. Лучистые глаза актрисы закрыли рубящими лицо очками, великолепную фигуру скрыла мешковатая одежда, а бесцветное лицо идеально дополнило образ «синего чулка».
Пару ей составил Андрей Мягков («Жестокий романс») который подчеркнул характер забитого и неуверенного в себе мужчины мастерскими актерскими находками: короткие штаны, которые от долгов бегут, манера держать сигарету указательным и большим пальцами, и в целом поведение и игра телом, в котором читается желание казаться незаметным. Старая школа актеров демонстрирует волшебное перевоплощение, какая бы роль ни досталась.
В противовес Новосельцеву в кадре блещет одетый с иголочки Юрий Самохвалов в исполнении Олега Басилашвили («Осенний марафон»). Он абсолютная противоположность друга. Тут пошутит, там комплимент сделает, улыбнется и никогда ничего не скажет невпопад, а если и скажет, то все равно останется местным красавцем.
Неудивительно, что милая Оля Рыжова так и не забыла его. Светлана Немоляева («Гараж») сыграла влюбленную женщину, склонную к излишней сентиментальности. Она утопает в воспоминаниях, романтизируя каждую минуту, обезоруживает честностью и не может удержать чувства в себе. Актриса играет в основном глазами, и наблюдать за этим настоящее удовольствие. Она может убийственно посмотреть на того, кто зажал ее в переполненном автобусе, или вложить во взор всю любовь, на которую способна, окутав теплом.
Сложности отношений разбавляет и отчасти склеивает Верочка, секретарь, которую сыграла Лия Ахеджакова («Небеса обетованные»). От нее мы слышим добрую часть шуток, которые ушли в народ. Чего только стоит знаменитая фраза про сапоги!
Другие второстепенные персонажи тоже не отстают. Без упитанного Бубликова и активной Шуры из бухгалтерии не было бы того колорита, который служит фоном главным героям.
Удивительно ярко происходит и последующее раскрытие персонажей. Так, несмотря на непрозрачные намеки Самохвалова и очевидную холодность, романтичная Рыжова уже не может остановиться и несется в пропасть на волнах безответной любви, не замечая насмешек коллектива. Красивое стихотворение Беллы Ахмадулиной в исполнении Светланы Немоляевой доводит до слез и ставит точку в этом меланхоличном романе.
Сам Самохвалов же раскрывается как человек, который за внешним лоском скрывает подлую душу и считает себя молодцом. Делая гадости, он может подойти позже и завести разговор как ни в чем не бывало. Герой под стать произведениям Гоголя с красноречивой фамилией.
Но главная драгоценность, конечно, кроется в отношениях персонажей Фрейндлих и Мягкова. Между Калугиной и Новосельцевым искры летают во все стороны. Игра глазами удалась актерам на все сто, и за этим чрезвычайно интересно наблюдать. Неловкость, которую они демонстрируют, настолько забавная и реалистичная, что приходят ассоциации со школьниками, которые только учатся любить. Но все логично: Новосельцев давно ни за кем не ухаживал, а жесткий характер Калугиной вообще не позволяет к себе никого подпустить.
И в итоге герои чудесно меняются. Простая сцена уборки показывает Калугину без маски, которая неизвестно зачем скрывала вполне миловидную внешность. И позже мы наконец видим шикарное преображение женщины. У Анатолия Ефремовича чувства стирают нерешительность и неуверенность в себе. Ухаживания даются ему нелегко, но с каждым жестом и словом он становится наглее и обаятельнее. Любовь творит чудеса!
Общая эстетика фильма также завораживает. Любимые песни в исполнении Фрейндлих и Мягкова навсегда остаются в памяти, а виды города, которые так любит снимать Рязанов, подчеркивают настроение эпизодов и мягко обозначают течение времени.
«Служебный роман» — трогательное, веселое и жизненное кино. Многие встречали на работе робкого сотрудника, суровую начальницу, тоскующую подругу и самовлюбленного баловня судьбы. Любитель общественных дел собирает подписи и ведет активную деятельность, чем заслуживает уважение, поскольку не каждому это под силу. А условный Бубликов под лестницей пытается работать, но все время отвлекается на женщин, выходит покурить и играет в пасьянс «косынка».
Рязанов умеет создавать неимоверно уютную атмосферу. Каждая мелочь на своем месте. Несмотря на неровный монтаж, когда, например, герой бросает целую кипу бумаг, а в следующем кадре бумаги летят по одному листочку для создания хаоса, история о любви остается актуальной в любые времена. Любимые киноленты передаются из поколения в поколение, и молодежь с удовольствием смотрит вместе со взрослыми на великолепную игру актеров и результат работы команды, которая подарила когда-то нестареющую классику.
— Лучше умереть стоя.
— Почему вы все время виляете? Что вы за человек? Я не могу вас раскусить.
— Не надо меня кусать.
— Не бейте меня по голове, это мое больное место!
— Это ваше пустое место!