«Любовь и голуби» — культовая лирическая комедия, которую обожают миллионы зрителей, и не только в России. В основу сюжета легла история настоящих Василия и Надежды Кузякиных. Они жили в небольшом городке Черемхово по соседству со сценаристом и драматургом Владимиром Гуркиным («Кадриль», «Роковые яйца», «Люди добрые»).
Супруги Кузякины дружили с чудаковатым пенсионером дедом Митей, а когда Василия пыталась увести из семьи сотрудница его предприятия, об этом знало все Черемхово, включая Гуркина. Таким образом, получилась драматичная история со счастливым концом (в реальной истории Василий тоже выбрал семью). Драматургобещал Кузякиным изменить их настоящие имена, но забыл, из-за чего герои долго на него обижались.
В центре сюжета — семья Кузякиных. Василий (Александр Михайлов) — обыкновенный работящий мужик, работник леспромхоза, живущий в деревне вместе со своей женой Надей (Нина Дорошина) и тремя детьми. Единственный изъян был в Василии — одержимость голубями, на которых он спускал добрую часть зарплаты и свое время.
Только не голуби стали причиной разлада в семье, а разлучница в лице Раисы Захаровны (Людмила Гурченко), с которой Вася познакомился в санатории. Ушел Василий, семью бросил, но через время понял, что не может он без Надюхи, родного дома, детей и голубей. Только остальные Кузякины не хотят принимать Васю обратно, ведь предательство — это страшный грех.
Место съемок искали довольно долго. Сначала рассматривалась Иркутская область, но подходящего места там не нашлось. Тогда режиссер вспомнил о Карелии, но и там не нашлось нужных локаций. По пути домой Владимиру Меньшову («Розыгрыш», «Москва слезам не верит», «Ширли-мырли») попался домик на горе в районе Медвежьегорска. Здесь и было принято решение снимать «Любовь и голуби».
Хозяева дома разрешили не только провести съемки в доме, но также внести коррективы. Например, крыльцо замостили деревом, установили голубятню и летнюю кухню, которую оставили в подарок хозяевам после окончания работы над фильмом. Голубей привезли из Москвы, а остальная живность была у хозяев. Они сами продолжали жить в доме, пока шли съемки, вели домашнее хозяйство, угощали создателей и актерский состав вкусными блюдами.
Но фильм изначально не планировался, как комедийный. Меньшов думал снимать серьезную драму, но в процессе съемок понял, что история получается скучной и посредственной. Тогда и появилась идея добавить картине деревенского колорита и юмора.
Очень сложным моментом в съемках была подборка актеров. В роли Василия Владимир Меньшов видел только Александра Михайлова («Белый снег России», «Мужики», «Одиноким предоставляется общежитие»), но из-за нехватки времени актер отказался. Потом, правда, успел на пробы и стал Васей, который полюбился зрителям.
На главную роль также пробовался Сергей Юрский («Королева Марго», «Сказки старого волшебника», «Ищите женщину»). Но в нем режиссер увидел дядю Митю. Бабу Шуру сыграла Наталья Тенякова («И свет во тьме светит», «Гроза над Белой», «Старшая сестра»), которой на момент съемок было 38 лет. В реальной жизни Сергей Юрский и Наталья Тенякова были мужем и женой, а еще — интеллигентной парой из Санкт-Петербурга.
С ролью Надежды проблем не было, Меньшов в ней видел только Нину Дорошину («Спешите делать добро», «Двенадцатая ночь», «На дне»), которая изображала Кузякину на сцене.
А вот кастинг на роль Раисы Захаровны был непростым. Изначально предполагалась эпизодическая роль с одной только сценой — во время объяснения с Надеждой. Пробы Татьяны Дорониной («Рабочий поселок», «Еще раз про любовь», «Мачеха»), Натальи Кустинской («Увольнение на берег», «Три плюс два», «Королевская регата») и Ольги Яковлевой («Страницы журнала Печорина», «Слово для защиты», «Дядюшкин сон») были неудачными. Тогда Меньшов подумал о Людмиле Гурченко («Карнавальная ночь», «Мой добрый папа», «Дневник директора школы»), выслал ей телеграмму с предложением. Именно ради нее роль была расширена.
Из-за жесткой советской цензуры фильм мог не выйти на экраны. Руководство Госкино было настроено враждебно. Чиновники утверждали, что в комедии показан негативный образ российских деревень, пропагандируются алкоголь и измены. Владимиру Меньшову рекомендовали сократить картину, вырезать сцены с бабой Шурой и дядей Митей. Режиссер наотрез отказался, максимально защищал свою картину, в итоге руководство Госкино отстранило Меньшова от собственного же фильма и дали монтировать «Любовь и голуби» другому человеку. Так из фильма пропало большинство удачных сцен, картина получилась скучной и несмешной, в чем убедились цензоры. Тогда Меньшова вновь поставили у руля картины, он согласился на небольшие уступки, и шедевр, к счастью, увидел свет.
— Любите Вы этого человека?
— Какая тут любовь, когда вон воздуха не хватает, надышаться не могу, а в груди жгет, как будто жар из печки глотнула.
— Кака любовь?
— Така любовь!