«А какой твой любимый ужастик?». Правило гласит: если слышишь эту фразу от незнакомца по телефону, бросай трубку и беги из дома со всех ног! Не запирай двери, не строй баррикады и не прячься на втором этаже. Человек с ножом в маскарадном костюме все равно тебя найдет.
В 1996 году знаменитый режиссер фильмов ужасов Уэс Крэйвен объединился в дуэт со сценаристом Кевином Уильямсоном для создания кинопроекта, который не просто подарил миру нового культового слэшер-маньяка Призрачное лицо, но и перевернул жанр ужасов с ног на голову.
«Крик» и его последующие сиквелы — главная франшиза жанра «мета-хоррор». Это целый сборник отсылок и насмешек над всеми клише и тропами классических слэшеров. Серия фильмов «Удар ножом» в серии фильмов «Крик» высмеивает бесконечные ремейки, то есть самого себя. С первой картины герои взламывают код фильмов ужасов и выделяют свод правил и законов. Ни в коем случае нельзя заниматься любовью, употреблять алкоголь и наркотики, говорить «Я сейчас вернусь». Через минуту они сами же их нарушают и в наказание знакомятся с холодным лезвием маньяка, но это уже совсем другая история.
Уровень стеба и самокритики превышает все нормы! В «Крик 4» добавили больше отсылок и иронии, чем в любую из предыдущих частей. Можно сказать, он практически полностью состоит из них. Новые убийственные похождения убийцы в балахоне воспринимаются с ноткой комедийности. И в этом вся его прелесть!
Действие происходит в десятую годовщину последней серии убийств Призрачного Лица. Зритель возвращается туда, где все началось, в знакомый городок Вудсборо. Фестиваль, посвященный жестокому маньяку, который искалечил половину города – это норма и веселое событие для жителей. И в юбилей он снова дал о себе знать. На автограф-сессии в книжном магазинчике происходит триумфальное воссоединение вечной жертвы и автора мемуаров Сидни Прескотт (Нив Кэмпбелл), бывшей журналистки Гейл Уэзерс (Кортни Кокс) и новоиспеченного шерифа Дьюи Райли (Дэвид Аркетт). Они внезапно оказываются втянуты в новую волну кровопролития, нахлынувшую на Вудсборо.
Поскольку это фильм «Крик», тела начинают накапливаться по нарастающей. Кто скрывается под маской в четвертый раз? Почему он снова терроризирует Сидни? Вместе со своей тетей (Мэри МакДоннел) и кузиной Джилл (Эмма Робертс) местной супергероине снова предстоит противостоять Призрачному лицу и спасти город!
Видеть на экране союз Кэмпбелл, Кокс и Аркетта — как прийти на встречу со старыми друзьями, даже если они временами ведут себя нелепо и нелогично. Только молодое поколение пытается сдвинуть их на второй план. Свежая кровь осовременяет фильм шутками про твиттер, проведением стримов на YouTube и показывает абсолютную хоррор-грамотность по заветам Билли Лумиса и Стью Мэйхера. Но вайбы слэшеров 1990-х – начала 2000-х по-прежнему ощущаются.
Маньяк в карнавальной маске может оказаться где угодно и кем угодно. И гиком-чудаком с камерой, и милой кузиной, и простофилей-шерифом. Крейвен ловко уводит внимание от настоящего убийцы, подкидывая в итоге все больше мотивов для подозреваемых.
К концу фильм и вовсе превращается в игру «Сапер». Наступишь — и тебя тут же убьют. Новое клише — это неожиданность, говорят знатоки хоррор тенденций. Но в «Крике» этот штамп был на протяжении всей франшизы: предыдущие убийцы часто появлялись из ниоткуда, и под маской оказывался самый нелогичный персонаж. Здесь снова нет реального способа угадать мотив главного преступника.
Фонтаны крови, саркатичный юмор и синефильские отсылки — что еще нужно для счастья поклонникам жанра? Мозговыносящий финал, естественно. И «папа Фредди Крюгера» дарит его, срывая маску с настоящего маньяка. И он танцует такой твист, что от внезапности можно поперхнуться попкорном. Поклонники франшизы по достоинству оценят творящийся в Вудсборо беспредел.Знаешь, бывает, люди говорят: «Я знаю, что ты чувствуешь». Но это просто слова, на самом деле они понятия не имеют