Жизнь простой учительницы Паолы (Паола Кортеллези) кардинально меняется каждую зиму. В крещенский сочельник она втайне от всех превращается в 500-летнюю ведьму Бефану. Эта колдунья добрая, ведь каждые крещенские каникулы она доставляет детишкам праздничные подарки.
Но однажды в сочельник в традиционные планы Паолы вмешивается производитель игрушек мистер Джонни (Стефано Фрези). Злодей похищает колдунью-учительницу прямо на глазах у школьников. Оказывается, мистер Джонни с детства в обиде на Бефану — 20 лет назад он оказался без желанных крещенских подарков…
Режиссер фильма Микеле Соаве заявил о себе еще в конце 80-х, когда снял несколько занятных хорроров. Среди его работ — комедийный ужастик «Влюбленный гробовщик» о смотрителе кладбища, вызвавший восторг киномэтра Мартина Скорсезе. На этот раз Соаве решил углубиться в родной фольклор.
Роль крещенской ведьмы, оказавшейся в заточении, исполнила актриса, пародист и комик Паола Кортеллези. Благодаря ее комедийному таланту устрашающая на вид ведьма получилась обаятельной и забавной. А ее внешнее сходство с Бабой-ягой подкупит многих российских зрителей.
Колдунья Бефана — это своеобразная версия Санта Клауса, появившаяся в итальянской культуре. Увы, ей не досталась и тысячная часть почестей, выпавших на долю ее седобородого коллеги. На это сетует и сама героиня, обвиняя общество в шовинизме.
Паола/Бефана искренне любит своих учеников, и они отвечают ей взаимностью. Также у нее есть парень в исполнении актера Фаусто Мария Сциараппа, но героиня держит его на расстоянии, что вызывает у молодого человека недоумение.
Поначалу центральной фигурой сюжета является Паола/Бефана, а затем фильм переключается на режим подросткового кино. На первый план выходят школьники, взявшие на себя миссию по спасению любимой учительницы.
Фильмы о колдуньях, ведущих двойную жизнь, всегда занимал особую нишу в кинематографе. «Колдунья приходит ночью» демонстрирует, какую эволюцию прошел этот поджанр, подстраиваясь под тенденции общества.
В начале 40-х в свет вышел американский фильм «Я женился на ведьме» с кинодивой Вероникой Лейк. Колдунья влюбляется в смертного и готова ради него стать примерной домохозяйкой. Сюжет взял на вооружение сценарист Сол Сакс, создавший сериал «Моя жена меня приворожила». Идея та же — ради понравившегося мужчины ведьма становится эталонной американской супругой с безупречной внешностью и манерами.
Сегодня, в век феминизации общества, подобный синопсис будет выглядеть архаично. Поэтому создатели фильма «Колдунья приходит ночью» намеренно идут по противоположному пути. Паола предана своему ведьминскому ремеслу, и она не готова ради мужчины поступиться своим сверхъестественным началом. Сама мысль о замужестве странна для героини.
Помимо этого, Бефана искренне недоумевает, почему все лавры и «плюшки» достались Санта Клаусу, хотя они выполняют абсолютно одинаковую работу. Он и лицо «Кока-Колы», и носит прекрасный костюм, и сани у него комфортабельные — не чета ее допотопной метле.
Таким образом, сказка Микеле Соаве сочетает в себе не только итальянский фольклор и современные тенденции. Картина переключается на жанр подросткового кино, которое было популярно в 80-е. Шестеро ребят на велосипедах держат курс на свое первое больше приключение в жизни, что отсылает зрителя к классике американского кино «Балбесы» и «Гремлины».
Однако при всем при этом жанровое разнообразие не сделало фильм уникальным, несмотря на изобилие итальянского колорита. Из-за такой солянки некоторые элементы (например, флер ромкома) беспричинно отбрасываются раньше времени. Но почему бы не добавить этот самобытный фильм как пикантную итальянскую закуску к новогоднему киноменю?