Весной 2017 года множество огромных билбордов в России занял постер нового сериала ТНТ, на котором была изображена обнаженная по плечи Александра Бортич с раскрытой на уровне груди книгой. Цвет ее страниц совпадал с цветом кожи актрисы, тогда как слоган гласил: «Сериал для тех, кто видит книгу!».
Хулиганский постер как нельзя лучше характеризовал новый сериал ТНТ «Филфак», в котором нещадно эксплуатируется набившая оскомину, но не потерявшая актуальности данность о гендерном дисбалансе филфаков, а также излишняя озабоченность темой секса и любовных похождений и уж точно немотивированная объективация девушек. В отличие от других проектов ТНТ, посвященных будням студентов — «Универа» и «Интернов», разросшихся до нескольких сезонов и сотен серий — «Филфак» закрылся после первого же. Сериал назвали омоложенной версией вышеупомянутых хитов ТНТ, а студенты филологических факультетов из разных университетов России, опрошенные изданием «Мел», раскритиковали «Филфак» за неправдоподобность, преувеличенные стереотипы и штампы, а также отсутствие удачных шуток.
Сюжет разворачивается вокруг трех единственных парней, учащихся на филологическом факультете. Нежный и романтичный Миша в исполнении Дениса Парамонова — поэт и писатель, влюбленный в одногруппницу Лену, эдакую пародию на Прекрасную Даму, которая по факту оказывается недалекой красавицей-троечницей, да еще встречающейся с воплощением токсичной маскулинности — качком Борей с факультета физкультуры. На этом фоне только сильнее подкрепляется убеждение, что на филфаках учатся рохли и неудачники, спортсмены — не самые умные люди, а девушек интересует только сила и внешность партнера, а не тонкая душевная организация и творческая сущность.
Казанова-неудачник Женя в исполнении Анатолия Золотовицкого постоянно ищет случая «окунуть свое перышко» и лишиться девственности, но раз за разом терпит неудачу, в результате чего хочется, чтобы персонаж добился уже своего, лишь бы перестал об этом постоянно говорить и плоско шутить. При этом, справедливости ради, этот герой не лишен интеллекта, ума и юмора, разбирается в литературе и даже иногда может интересно поиронизировать на ее тему. Однако все затмевает его раздражающая одержимость сексом.
Самый нераскрытый участник троицы — задрот-геймер Рома, которого девушки не интересуют, как можно видеть по его гротескно отвращенному выражению лица в заставке сериала, да и вообще во всех сериях. Единственный лучше и больше других проработанный герой — завкафедры Валерий Гудков, сыгранный Ефимом Шифриным. Язвительный и едкий преподаватель, с другой стороны он показан лиричным мужчиной, вынужденным работать со своей бывшей женой, чувства к которой как будто бы и не остыли.
На фоне плоских главных персонажей Гудков кажется даже каким-то неуместным, не из того сериала героем. Но если возрастные артисты еще могут как-то выезжать на своем обаянии и опыте, то потенциал молодых актеров «Филфак» существенно ограничивает плоскостью героев и юмора. Особенно ярко это можно наблюдать в ретроспективе, когда мы знаем, что и Бортич может играть совсем других женских персонажей, например, в «Фишере». Да и в опять озабоченном сексом герое Золотовицкого в «Последнем министре» есть совсем другого рода глубина, и Парамонов может быть не только милым юношей, но и абьюзером в «Пищеблоке-2».
К сожалению, карикатурность, объективация и схематичность — главные недостатки «Филфака», у которого был огромный сценарный и юмористический потенциал в лице сеттинга филологического факультета, в котором есть намного больше, чем гендерный дисбаланс, программа на уровне литературы шестого класса, якобы неинтересные мальчики и мнимое обилие неумных красавиц.