Из пяти произведений норвежского кинорежиссера Йоакима Триера «Худший человек на свете» оказался самым успешным в плане премий, номинаций и сборов, став претендентом на награды Каннского кинофестиваля и Американской киноакадемии. Критики назвали картину «заметно более легкой, игривой и смешной» в сравнении с предыдущими работами постановщика. Ими были семейная драма «Громче, чем бомбы» о переживании семьей смерти, а, возможно, и самоубийства, матери, работавшей корреспондентом в «горячих точках», еще одна драма, «Осло, 31-го августа», о прогулках сбежавшего из рехаба молодого человека и его мыслях о прошлом и своей жизни, а также мистический триллер «Тельма».
Как таковой сюжетной арки у картины нет: 12 глав, последовательно описывающих разные этапы жизни главной героини фильма, тридцатилетней Юлии, объединяет поиск себя, главного дела жизни и своего места в мире. Такая структура ленты очень роднит ее с обыденностью жизни, где так же, несмотря на наличие будто бы расписанных на много лет вперед и поэтапно целей и планов, на самом деле все события происходят стихийно и случайно, не поддаваясь рациональному контролю.
Кстати, довольно интересно, что играющая Юлию норвежская актриса Рената Реинсве сама планировала уйти из кино и стать плотником, совершить пивот, подобно своей героине, но вернулась к съемкам ради этого фильма. Основой сценария также стал один из разговоров Ренаты и Йоакима Триера, режиссера картины, на самые разные темы.
При этом через фильм красной нитью проходит беспокойство из-за недостаточного количества сделанных в жизни полезных дел: закадровая рассказчица сравнивает главную героиню с предками женского пола, которые к ее тридцатилетнему возрасту успели, как минимум, родить несколько детей, тогда как она до сих пор не может определиться ни с профессией и интересами, ни с семьей и детьми. Юлия также сопоставляется и со своими бойфрендами, которые определились с занятием по жизни и даже достигают существенных успехов: так, первый молодой человек Юлии — успешный автор комиксов Аксель, который старше ее на пятнадцать лет, а второй парень — бариста и эко-активист Эйвинд.
Наличие жизненной цели, профессии и прочих определяющих элементов не гарантируют защиту от непреодолимых обстоятельств: состоявшаяся карьера и главное дело жизни не застраховали Акселя от рака, от которого ему суждено умереть в не самом пожилом возрасте сорок пять лет. И в этом проявляется еще одна идея картины — жизнь иррациональна и никаким планированием от сюрпризов судьбы не защититься.
Как и предыдущие фильмы Триера, «Худший человек на свете» поднимает экзистенциальные вопросы, но на этот раз решает их в трагикомедийном, ироничном ключе, том числе и через название. Требования общества к личностным и общественным достижениям каждого индивидуума — а женщинам по-прежнему предъявляются требования еще и по осуществлению репродуктивной функции — делают Юлию, не стремящейся к их исполнению, «худшим человеком на свете».
Но «худший человек на свете» — это «самый нормальный / обычный человек на свете», потому что оступаться, сомневаться, не мочь выбрать, не понимать, бояться — это обычное и нормальное поведение индивидуума, по природе своей стремящегося к стабильности, но не могущего достичь ее из-за хаотичности и непредсказуемости окружающего мира.