Эстония, 2007 год. В институт «Саарн» для работы с психбольными прибывает молодой арт-терапевт Анна (Гвендолин Коллинз). И уже через несколько минут она попадается на кончик заостренного карандаша, принадлежащего самой опасной пациентке. Прекрасная актриса, хладнокровная убийца и манипулятор — главный доктор (Дэвид Лоренс Браун) сразу сгущает краски над личностью Лины Кламмер (Изабель Фурман). «Первая жертва» оказывается далеко не первой.
У каждого уважающего себя киноманьяка должен быть приквел с историей становления. До жути обаятельная Эстер Олбрайт, или Лина Кламмер, или взрослая женщина с редким генетическим заболеванием, заточившим ее в теле ребенка — тоже не исключение. Гнетущая атмосфера, зловещий ребенок с большими ангельскими глазами и сатанинской злобой внутри, непредсказуемый финальный поворот — первая часть «Дитя тьмы» (2009) режиссера Жауме Кольет-Серры прочно вошла в историю жанра. Картина на стыке хоррора о демонических детишках и триллера о психопатах — сакраментальная фраза «основано на реальных событиях» добавляла истории особую изюминку.
Большие кассовые сборы, хлебные крошки в виде намеков на продолжение, висящая в воздухе интрига о прошлом Эстер — все говорило о том, что мы еще встретимся с ней. Но все уже знают ее страшный секрет, главный твист первой картины, поэтому новость о выходе приквела спустя 13 лет была встречена критиками и поклонниками одновременно восторженно и скептично. Юную Эстер играет повзрослевшая Изабель Фурман. Она уже давно не фарфоровая куколка с двумя хвостиками, но мастерство гримеров, операторские трюки, правильные ракурсы и дублеры сделали свое дело. Сочетание заостренных черт взрослой актрисы и детских манер вызывают у зрителя пугающий диссонанс.
Кровавая история становления серийной убийцы по классике начинается с жестокой бойни, продуманных на два хода вперед шагов, побега из психиатрической лечебницы и щепотки везения. Теперь мы смотрим на происходящее глазами героини и понимаем ее мотивацию — это путь к свободе через тернии и кровь невинных жертв, а генетическая болезнь выступает здесь как некое средство для достижения цели.
Лина Кламмер притворяется пропавшей несколько лет назад девочкой Эстер и попадает в американскую семью. Убитые горем родители признают в ней родную дочь. С помощью ухищрений она обводит вокруг пальца детектива, расследующего дело, убеждает настороженного психолога. Теперь лина становится членом состоятельной семьи, живет в огромном особняке, проводит время в студии живописи нового отца. Но даже в уютном семейном гнездышке найдутся свои скелеты.
Казалось бы, печальный исход известен из начала фильма 2009 года, а впереди еще час экранного времени. Но нет — заветный сюжетный поворот оказывается совершенно непредсказуемым. Фигуры на шахматной доске меняются, и уже Эстер висит на волоске от краха. С новым злодеем они играют друг с другом в кошки-мышки. Но кто какую роль занимает? Кто более хладнокровный и расчетливый? Кто ударит первым? Ненароком начинаешь сопереживать трагическому образу Эстер, который раскрывается с разных сторон. Даже если в следующем кадре она, не моргнув, вонзит нож в спину.
«Дитя тьмы: Первая жертва» вас не напугает, но будет держать в напряжении до самого конца. Эстер не погибнет, это очевидно. Но насколько кровавой ценой ей удастся выйти из возникшей ситуации — опасная интрига держит у экрана. Этот приквел — не просто предыстория убийцы, размахивающей ножом направо-налево. По мнению критиков, продолжение получилось и успешным дополнением к мрачной магии оригинала, и вполне самостоятельным произведением.
– Я заметила некоторые нестыковки.
– Куда вы клоните?
– Все это похоже на спектакль.