Маленькие дети! Ни за что на свете не ходите в Голландию гулять! Особенно по приглашению первых встречных. «Не говори никому» — история о случайном курортном знакомстве, перерастающем в кошмар наяву. Скандинавский хоррор Кристиана Тафдрупа – яркий представитель новой эры психологических ужасов.
Среднестатистическая датская семья на отдыхе в Италии знакомится с семейной парой из Голландии. Под солнцем Тосканы Бьорн (Мортен Буриан) и Луиза (Сидсель Сим Кох) быстро находят общий язык с энергичными Карин (Карина Смолдерс) и Патриком (Федя ван Хейт), а их дочери Агнес (Лива Форсберг) удается наладить контакт с сыном голландцев Абелем (Мариус Дамслев), который страдает от странного недуга. Уже дома они получают открытку от новых знакомых с приглашением приехать на выходные в гости. Природа Голландии, вино и походы… «Разве может что-то пойти не так?» – задаются вопросом герои фильма. Очевидно, что нет. Поэтому Бьорн уговаривает скептически настроенную Луизу на поездку.
Жизнерадостные кадры семейного счастья сопровождаются зловещими саундтреками, красноречивыми предвестниками беды. Композитор Суне Кельстер заставляет зрителя предвкушать неминуемое зло с первых минут фильма. Скандинавского хюгге, кажется, можно не ждать.
Настораживающее поведение хозяев проявляется в мелочах: Карин нерешительно принимает подарок из Дании, Патрик вынуждает вегетарианку Луизу съесть кусочек кабана, Агнес в качестве постели выделяет одеяло и подушку на полу. Жесты Карин и Патрика балансируют на грани адекватности. Фильм смотреть неуютно, будто ты сам находишься в той самой комнате. Уже в первую ночь герои пытаются убедить себя и дочь, что надо всего лишь привыкнуть и тогда они хорошо отдохнут.
Разница во взглядах на жизнь, напряженная атмосфера, микроагрессия, грубость, нарушение личного пространства – все это постепенно перерастает в психологические пытки. Комфорт превращается в страдания, доброжелательная улыбка хозяев — в оскал. Но вежливость требует улыбаться дальше, даже когда поведение Патрика и Карин начинает откровенно пугать гостей. Слишком интеллигентные датчане не могут решиться уехать, даже когда первые звоночки становятся сигналом горна. Здесь нет динамичного сюжета и неожиданных твистов. Саспенс строится на дискомфорте и пугающих диалогах, на полтора часа загоняющих в капкан напряжения.
Бездействие и молчание отца семейства действует, как красная тряпка, на аморальных и беспринципных голландцев. Провокативное поведение Патрика гипнотизируют Бьорна. Он слепо следует за ним, находясь в восторге от внутренней свободы нового друга. Дискомфорт жены и дочери и их желание вернуться домой отходят на второй план.
Главное зло фильма — не маньяки-садисты, а неуместная вежливость и ангельское терпение. Режиссер вовсе не оправдывает жестокость и радуется торжеству зла. Он показывает, что главные герои сами позволили с собой это сделать. Зритель сопереживает персонажам хорроров, которые оказываются запертыми, связанными или загнанными в угол. Но Бьорн и Луиза вплоть до последней трети фильма могли уехать и прекратить свои страдания. Виновники своего несчастья загоняют в себя в ловушку и даже в критические моменты не пытаются спастись. Хочется кричать: «Бегите! Не поддавайтесь на манипуляции! Скажите же «нет», наконец!».
Финал жестокий и логичный. Статичные кадры пугают сильнее выпрыгнувшего из темноты скримера. Если изуродованный призрак заставит ваш пульс подскочить на несколько секунд, то финальные кадры «Не говори никому» доберутся глубоко до подсознания и долго вас не отпустят.
— Мы просто хотим домой
— Делай, как мы, и не пострадаешь.
— Зачем ты это сделал?
— Ты сам мне позволил.