Мы живем в странное время, когда из-за коллизий с авторскими правами одни персонажи, имеющие общее происхождение, годами не могут встретиться на экране, другие напротив оказываются вовлечены в странные и не всегда логичные кроссоверы, а третьи и вовсе начинают существовать в нескольких вариантах одновременно. Такая судьба постигла и главного японского кайдзю, его величество Годзиллу.
Изначально Годзилла был создан продюсером Томоюки Танакой, который хотел персонифицировать охвативший японскую нацию страх перед радиацией, и придумал для этих целей гигантскую рептилию, способную сокрушать города и выпускать уничтожающие все на своем пути энергетические лучи. Со временем чудовище, призванное воплощать месть природы человечеству за совершенное над ней надругательство, переменило свой характер — в более поздних фильмах Годзилла предстает скорее в качестве защитника Японии (или даже всего мира), и вместе с людьми сражается против еще более жутких кайдзю. Вместе с тем, трагедия на АЭС «Фукусима-1» и последующий сброс очищенной воды с атомной электростанции в мировой океан воскресили в мировом сознании старые страхи и сделали первоначальную трактовку образа Годзиллы вновь актуальной.
Нюанс состоит в том, что в 2014 году компания ToHo, в которой трудился Томоюки Танака, и которой по сей день принадлежат права на самого известного кайдзю, продала их американской компании Legendary, намеренной построить собственную «Монстровселенную» с полой землей и доисторическими титанами. Но японцы продали права не полностью, оставив себе возможность снимать собственные версии фильмов про гигантского ящера, которые, понятное дело, не будут иметь отношения к «Монстровселенной». Ключевое условие заключается в том, что такие фильмы не могут выходить в один год с полнометражными картинами от Legendary. К счастью, производство киноленты с большим количеством CGI занимает много времени, так что даже без подарков судьбы в виде забастовки Гильдии киноактеров у ToHo было достаточно много релизных окон.
Кроссовер «Годзилла и Конг: Новая империя» увидит свет только в 2024 году, зато в ноябре 2023 года на закрытии 36-го Токийского международного кинофестиваля публике будет представлен фильм «Годзилла -1.0». Название картины с одной стороны отсылает к времени действия: это не «Год первый», а шаг в назад в прошлое, ведь в этот раз жуткий ящер будет крушить послевоенную Японию. С другой стороны, присутствующий в названии минус напрямую обыгрывается в первом трейлере: дескать, война свела к нулю весь экономический потенциал страны, а потом пришел Годзилла и сделал это значение отрицательным.
Выбранное время действия позволяет превратить противостояние человечества и гигантского монстра в настоящий челлендж. Если в фильмах про современность сценаристам приходится придумывать не слишком убедительные объяснения тому, что сверхзвуковые истребители с ракетами и бомбами, способными обратить в пыль многоэтажные здания, почему-то не могут пробить толстую шкуру кайдзю, то в картине, где развитие технологий находится на уровне середины прошлого века, у людей и в самом деле может не найтись оружия, достаточно серьезного для того, чтобы повредить многотонному чудовищу. Впрочем, в трейлере мелькают корабли с пушками весьма солидного калибра, а также расцветает нечто, очень похожее на ядерный взрыв, так что схватка с Годзиллой все же не будет игрой в одни ворота.
Любопытно, что в трейлере также звучит фраза о том, что Годзилла никогда не простит «нас», которая не имеет смысла, если кайдзю подается как однозначный антагонист. Вероятно, в фильме будет подниматься характерная для более поздних картин о чудовищном ящере тема экологии, и агрессия Годзиллы будет отчасти оправдана наплевательским отношением людей к планете.