Странствующие цирки — одна из самых древних форм массового искусства, которую уже давно потеснили более «молодые» развлечения для публики. Теперь цирки такое же цивилизованное место, как все остальные: с постоянным помещением, афишей спектаклей, сформированной труппой и остальными атрибутами культурных институтов. Но в мире все еще остались приверженцы старой школы, которые предпочитают импровизированные арены концертным залам и зевак с грошом в кармане публике, пришедшей по дорогим билетам.
Именно таким странствующим артистам посвятила свою новую работу документалистка Дарья Слюсаренко. Ее пятисерийный проект «Шелковый путь» рассказывает о цирковом искусстве, которое скоро может навсегда исчезнуть, — том искусстве, которое не обременено лишними правилами и смыслами, искреннее и без претензии на высококультурные ценности. Во время создания сериала Дарья в одиночку объездила пять стран, где по несколько месяцев жила с бродячими цирками и снимала их повседневную жизнь.
За пять серий зрители могут увидеть пять цирковых трупп из пяти стран — Бразилии, Узбекистана, Турции, Индии и России. Одним из героев ее новой ленты стал бразильский цирковой артист Роджерио Пива, который объездил на своей ярко-оранжевой машине почти всю страну. Он принципиально выбирает для выступления не мегаполисы и туристические центры, а выступает только в маленьких деревнях, где жители никогда не видели цирка. Его главная ценность — свобода, а своей миссией молодой человек считает дарить людям искусство, обсуждать социальные проблемы и менять жизнь к лучшему. Из таких историй соткан весь «Шелковый путь».
Для Дарьи Слюсаренко «Шелковый путь» стал уже не первой работой, посвященной жизни цирковых артистов. До этого документалистка представила фильм «Джой» об одном российском цирке-шапито. В 2020 году «Джой» вошел в программы документального фестиваля в Лейпциге и «Артдокфеста». По словам самой Дарьи, именно работа над этой документальной лентой вдохновила ее снять более масштабную работу о цирковом искусстве.