Фанаты хорроров, слабо знакомые с историей франшизы «Проклятие», могут настаивать на том, что пик популярности картин о бледных детях-призраках уже давно прошел, а последним гвоздем в «крышку гроба» стал ребут 2020 года. Любопытный факт: в Японии (родина оригинала) все это время выходили бесконечные сиквелы и спин-оффы, что постепенно закрепило за «Проклятием» статус культовой серии фильмов, к которой достаточно тяжело полноценно подступиться, прочитав всего пару строк разъяснительного текста. Особняком всегда стояла идея некоего акта насилия, запустившего процесс призрачной мести. Еще до прихода в индустрию ужасов молодых режиссеров и модных ярлыков вроде «пост-хоррор», «мета-хоррор» и «elevated-хоррор», создатели франшизы пытались препарировать в рамках жанра природу человеческой жестокости, которая и являлась тем самым «проклятием» для несчастных и напуганных персонажей. Никуда при этом не пропадали традиционное напряжение, тревожная музыка и любимые многими «скримеры», так что даже самый неподготовленный зритель при наличии желания и чистых брюк мог с комфортом насладиться «Проклятием» (особенно его американской версией). Что-то изменилось?
Не испугавшись провала свежего фильма и причуд азиатского рынка, Netflix подсуетился и выпустил под своим крылом новый мини-сериал (шесть эпизодов по полчаса), сфокусированный на зарождении вселенной легендарного ужастика. Приквел с говорящим названием «Проклятие: Начало» затрагивает судьбы множества персонажей, но центральным можно обозначить паранормального журналиста Ясуо, который столкнется с историей актрисы Харуко Хонджо. Девушка вместе со своим парнем переехала в печально известный «дом с привидениями» и теперь по ночам героев будят чьи-то шаги и другие необъяснимые звуки. Казалось бы, чего еще можно было ожидать после такой сделки? Но, после того как случается настоящая трагедия, Ясуо теряет самообладание и посвящает все свое время попыткам разгадать тайну повсеместной одержимости. Уж поверьте, в этом деле японцы знают толк! Для тех, кто относится к категории зрителей, которой важно перед просмотром прощупать все возможные «триггерные» точки, есть легкое и не совсем спойлерное превью. Дано: лезвие ножа и живот беременной женщины. Дальше решайте сами!
Но оттолкнуть «Проклятие: Начало» может не только своей снафф-составляющей: темп повествования намеренно снижен до минимума, а ленивые пугалки уступают чувству нагнетающего дискомфорта. Далекий от жанра ужасов режиссер Се Миякэ получил возможность поэкспериментировать с корнями истории, но даже при таком тесном переплетении с «артом» периодически обнажаются уже знакомые и слегка клишированные приемы. Заметней всего это отражается на желании автора в очередной раз передать страх через видения, что постепенно обесценивает грядущую опасность. Высокомерное поведение сериала сбивает с толку: он будто и не хочет вам понравиться, даже не пытается пугать, и даже к финалу подходит исключительно на своих условиях (что вполне может разочаровать). Однако неизвестно, за сцены ли с проникающим в рот мужчины 3D-младенцем или за общий вайб японского педантичного безумия — полюбить новое «Проклятие» очень просто. При условии, что сможете подавить рвотный позыв, возникающий хотя бы один раз за эпизод.
Иронично, но хрипящие и будто бы задыхающиеся белокожие призраки, ставшие надолго главными символами франшизы в поп-культуре, прекрасно отражают и состояние, в котором она оказалась в 2020 году. Шестисерийник «Начало» — долгожданный глоток свежего воздуха, по которому, при этом, еще очень тяжело делать однозначные выводы о будущем всего «Проклятия». Станет ли оно нишевым арт-хоррором (при условии продления на второй сезон) или годика через два по кинотеатрам снова прокатится американский перезапуск средней паршивости? Пока фанаты ожидают ответов на эти вопросы, у них появился замечательный повод покопаться в крайне любопытном трехчасовом видеоэссе о ненависти и возмездии.