Для того чтобы снять фильм о лишенных слуха людях, режиссеру Валерию Тодоровскому пришлось получить благословение у преступной группировки глухих, «державших» Москву в девяностые. По словам самого режиссера, на него вышли люди Левони Джикии, бывшего в то время крупным криминальным авторитетом. Встреча прошла в спокойной обстановке, съемочную группу поили коньяком и кофе, разрешение на съемки было получено. К сожалению Левони, носящего прозвище Лео в криминальном мире, картину так и не увидел, его застрелили незадолго до премьеры (такие уж были времена). Тодоровский увековечил Джикию в фильме «Страна глухих», наделив его качествами одного из ведущих героев — криминального авторитета из мира неслышащих Свинью в исполнении Максима Суханова.
Основная линия сюжета ленты касается взаимоотношений двух девушек, Яи (Дина Корзун) и Риты (Чулпан Хаматова). Первая спасает вторую от преследования бандитов. Парень Риты Алеша — заядлый игрок в рулетку, способный проиграть не только все свое имущество до нитки, но и жизнь, свою собственную и близких. Таким образом мишенью группировки, которой он должен денег, становится не только он сам, но и Рита. Девушку он совсем не ценит, а та, напротив, готова пойти для любимого на многое, закрывая глаза на очевидные пороки возлюбленного. Яя пытается образумить подругу, объясняя ей, что все мужчины одинаково безжалостны и равнодушны, в этом мире стоит рассчитывать только на себя. Яя работает в стриптизе и параллельно является одной из подручных Свиньи, глухого босса мафии. Лидер банды неслышащих симпатизирует Рите и просит ее быть своими «ушами» на встречах с бандитами. В свою очередь и девушке приходится просить Свинью о помощи, когда кредиторы Алексея вновь настигают ее.
Сам режиссер отметил, что фильм получился феминистским. По его словам, это не было изначальной задумкой, но в конечном итоге все вышло так естественно, что бороться с этим фактом или отрицать его не имеет смысла. Идея феминизма состоит, разумеется, не в опорочивании мужчин, несмотря на заявления Яи, но в драме большое значение придается именно непростому положению женщин в мире «новых русских» мужского пола, для которых девушки зачастую лишь игрушки и разменная монета. Героиня Хаматовой с ходом событий все больше погружается не только в мир глухих, но и тесно сближается с Яей, они становятся истинной опорой и поддержкой друг для друга.
Прототип Свиньи «большой человек» Левони Джикия тоже был способен на проявления сильных чувств. Предметом его притязаний была актриса Театра мимики и жеста Светлана Вакуленко. В девяностые театр был оплотом не только культуры глухих, но и мафии. Лео много раз предлагал возлюбленной свое сердце, а также материальные блага, в том числе хотел купить ей квартиру в Москве. Светлана упорно отказывала ему и позднее призналась в интервью, что о твердости этой позиции не жалеет, поскольку последнее предложение от Джикии поступило за день до его смерти. После гибели авторитета группировка неслышащих потеряла свое влияние, достойную замену найти было практически невозможно, Лео слишком крепко держал контроль в своих руках и не признавал компромиссов.
В основе картины «Страна глухих», помимо реальных событий, лежит повесть Ренаты Литвиновой «Обладать и принадлежать». Сценарий готовил сам Валерий Тодоровский в соавторстве с Юрием Коротковым. Съемки проходили в Москве, по словам критиков и зрителей, столица в этом кино выглядит по-настоящему гламурной и даже напоминает Нью-Йорк. Она показана настолько живой и кипящей событиями, что выступает будто одной из героинь ленты.