Роман Льва Гурского (настоящее имя Роман Арбитман) «Перемена мест», на основе которого был написан сценарий сериала «Досье детектива Дубровского» вышел в свет в 1994 году. Главного героя романа зовут Яков Штерн, лишь в сериале он стал Дубровским (вероятно, для красивой аллитерации). Дерзкий частный детектив занимается опасными расследованиями в одиночку, расправляясь с преступниками не совсем законными методами. Книга, хоть и представляла собой довольно-таки стандартный pulp fiction, получила небывалую популярность среди читателей и стала самой переиздаваемой среди творений писателя. В 1996 году роман попал в руки режиссера Александра Муратова, который не упустил момент и связался с автором детективного шедевра. Вскоре был подписан договор на экранизацию со студией «НТВ-профит».
В центре сюжета сериала бывший сотрудник МУР, а ныне частный детектив Дубровский Роман Романович (Николай Караченцов). Его нанимает издательство «Пряник» для помощи в, казалось бы, простейшем деле: конкурирующая компания «Папирус» незаконно опубликовала роман известного писателя Федора Китаева. Детектив и подумать не мог, что под личиной обычного книгоиздательства скрывается банда фальшивомонетчиков, вывести которых на чистую воду не только сложно, но и опасно. Даже попадание их главы за решетку не остановило банду.
Нелегкая работа сыщика проходит на фоне ведущейся в стране подковерной борьбы за кресло президента. Самым активным кандидатом на это место становится крупный акционер Виталий Иринархов. Однако и этот персонаж оказывается нечистым на руку. Прикрываясь издательством «Меркурий», он хочет подчинить всех представителей власти и заменить их на двойников-доппелей с помощью пластической хирургии (пользуясь случаем, передаем привет Фантомасу). Тут в жизни детектива появляется загадочная девушка Мария (какой же Дубровский без Маши!), которой во что бы то ни стало нужно исследовать содержимое сейфа «Меркурия». Роман Романович все глубже погружается в водоворот разборок между головорезами, ФСБ и шантажистами, пытаясь разоблачить преступный конгломерат.
Мне кажется вообще, что вот такая политическая тематика в российском сериале, она кончилась на нашем сериале «Досье детектива Дубровского», который вышел в 1999 году. Мы как бы успели вскочить в последний вагон этого уходящего поезда. Там была президентская кампания, все было натурально, там заговорщиком-злодеем оказывался руководитель ФСБ, там генеральный прокурор выглядел как маньяк, и так далее. Это был как бы гротеск, но, тем не менее, тогда это можно было показывать.
Сценарист детективной истории Владимир Брагин вырастил из довольно небольшого романа полноценную 18-серийную историю. Он существенно развернул повествование и более подробно расписал образы и роли незначительных персонажей, а режиссер Александр Муратов подтянул отличный каст актеров из своей предыдущей работы «Криминальный квартет»: Борис Щербаков, Владимир Стеклов и Владимир Еремин сыграли второстепенные роли, а Николай Караченцов появился в образе центрального персонажа проекта. Работа в «Досье детектива Дубровского» стала отличной взлетной полосой для ныне популярных актеров Алексея Маклакова и Алексея Кравченко. Не обошлось и без звезд — в сериале можно увидеть Анжелику Варум и Ирину Хакамаду. «Досье детектива Дубровского» ознаменовало любопытный поворот в мышлении: поборником правды стал не представитель правоохранительных органов, как это бывало в советских проектах, а частное лицо, руководствующееся собственными понятиями о справедливости. Впрочем, как мы теперь знаем, в конечном итоге «ментовские» сериалы отвоевали утраченные было позиции.
Съемки криминального детектива оказались одними из самых масштабных для российского ТВ в девяностых. Видеоряд охватывает более 100 объектов, на площадке задействованы около сотни персонажей. Съемки начались в конце 1996-го, а закончились лишь пару лет спустя. Права на экранизацию у НТВ выкупила компания «Киномост», они же запустили выпуск сериала на видеокассетах. Экранная же премьера состоялась 16 июня 1999 года на канале НТВ. Позднее он был еще дважды повторен на этом канале, а также единожды — на ТНТ и Первом.
Сериал о частном детективе стал первым в линейке проектов, выходящих на канале НТВ в прайм-тайм. Его высокие рейтинги сформировали нишу для дальнейшего запуска российских сериалов детективно-криминальной направленности. В 2001 году планировалось даже снять продолжение приключений Дубровского под названием «Поставьте на черное», однако из-за проблем медиахолдинга съемки перенесли, а затем проект и вовсе перестал представлять интерес для телекомпаний.