Александр Рогожкин — трудолюбивый и разноплановый режиссер. Ему прекрасно удавалось создавать детективные интриги («Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила») и увлекать зрителей легким незамысловатым комедийным сюжетом («Особенности национальной охоты», «Особенности национальной рыбалки»). Каким бы ни был его фильм, неизменным оставалась главная мысль, пронесенная через все его ленты, — жизненная мудрость, которую он вкладывал в мысли и поступки своих героев.
Авторами идеи фильма «Кукушка» стали актеры Виктор Бычков и Вилле Хаапасало, которые подружились на съемках комедии Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты». В одной из сцен фильма главные герои планируют написать пьесу о русском и финском солдатах, которых война 1939 года забрасывает в Карелию. Спустя время эта идея станет основой сценария фильма «Кукушка», а Виктор Бычков и Вилле Хаапасало — ее главными героями, несмотря на то, что многие ставили под сомнение их способность перевоплотиться в драматических персонажей. Многие помнят Виктора Бычкова по роли егеря Кузьмича, однако на счету популярного актера около ста ролей в кино, среди которых проекты «Друг на час», «Полярный», «Жуки». Финский актер Вилле Хаапасало хорошо знаком российскому зрителю по роли Сауны в картине «Любовь в большом городе», а также Филиппа в сериале «Папа напрокат». А вот для Анни-Кристины Юусо «Кукушка» стала дебютом в большом кинематографе. Позже она снялась в финской исторической драме «Бунт в Каутокейно» и картине «Цамо».
Сюжет драмы строится вокруг истории двух солдат. Остались считанные дни до выхода Финляндии из Второй мировой войны. Немцы активно отступают и приковывают к скале финского солдата Вейко, переодев его в форму CC и оставив рядом с ним снайперскую винтовку. Он знает, что ему выписан смертный приговор, но не сдается и пытается освободиться от тяжелых оков. Вейко понимает, что единственный его шанс на спасение — вырваться из этого каменного плена, и в итоге ему это удается. Он бежит навстречу свободе и попадает в жилище саамки Анни, где встречается с капитаном советской армии Иваном Картузовым, которого Анни спасла от бомбежки.
Так, военная драма трансформируется в маленькую историю жизни молодой саамки Анни, имя которой переводится как Кукушка, и бывших врагов Вейко и Ивана, которые, сняв военную форму, превращаются в двух обычных усталых мужчин. На первый план выходит история человеческих взаимоотношений, а тема войны остается за кадром и присутствует больше в мыслях героев, чем на экране. Тут Александру Рогожкину удается мастерски, без лишних слов, передать состояние души героев, которые мечтают о новой жизни. Они разговаривают на трех разных языках и не понимают друг друга, но при этом слышат и чувствуют собеседника, что парадоксальным образом дает им возможность разобраться в себе и своих желаниях. Момент, когда Анни предпочла Ивану смазливого Вейко, которого тот продолжал считать врагом, зарождает в душе советского солдата обиду на соперника. И, оставшись с ним наедине на месте падения советского самолета, Иван не упускает шанса отомстить ему за предательство и за любовь. Только выпустив пулю в финна, тот понимает, что совершил ошибку, и спешит отнести раненого товарища к Анни, которая спасает Вейко и, не подозревая, кто виновен в ранении, благодарит Ивана своей любовью за оказанную помощь.
Заканчивается лента весьма символично: Анни рассказывает своим сыновьям-близнецам Вейко и Ивану эту историю. Главные герои предстают в новых детских образах. Теперь у них все общее, им нечего делить и не нужно больше сражаться за внимание Анни.
Военная драма, в основе сюжета которой лежит жизнь, а не смерть, где нашлось место юмору и смеху, была тепло принята критиками. Лента получила награды Московского международного кинофестиваля за лучшую мужскую роль и лучший сценарий, а также особый приз Международной ассоциации кинокритиков. Также картина стала победителем премии «Ника» и «Золотой орел» сразу в нескольких номинациях.