16+

Гроза

фильм
Дата выхода (РФ)
21 мая 2020 года
Страна
Россия
Жанр
драма
Режиссёр
Григорий Константинопольский
Студии
Premier
Продолжительность
1 ч 19 мин
10
В ролях
Катерина Кабанова
Сергей Городничий
Борис
Василий Буткевич
Тихон Кабанов
Мария Шалаева
Феклуша
Смотреть весь список
1
Рейтинг
5.3 /10Рейтинг кинокритиков
6.3 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Список кинокритиков
Галерея
10
О Фильме
Постмодернистская эксплуатация классической драмы
Читать
Цитаты
Все цитаты
Описание
Постмодернистская эксплуатация классической драмы

Пьеса «Гроза» А. Н. Островского давно стала хрестоматийным произведением как по своей популярности, так и по актуальности обозначенных в ней проблем. Школьники старших классов с аллергическим нежеланием зазубривают монолог Катерины, не понимая, как можно говорить о «луче света в темном царстве» применимо к слабохарактерной героине. Театры с осторожностью берутся за ее постановку, опасаясь (и правильно) быть неоригинальными в прочтении. А вот кинематографисты, наоборот, в погоне за хайпом и цифрами, в надежде на то, что «зритель схавает», нет-нет, да и не преминут обратиться к «Грозе», смело заявляя об успехах депиктизации ее нового — новаторского — смысла. 

Что получается в итоге, наглядно показывает «Гроза» Григория Константинопольского, впервые представленная 15 июня 2019 года в рамках основной конкурсной программы юбилейного 30-го «Кинотавра». В попытках приспособить старую историю к современным реалиям, режиссер несколько переиначивает «Грозу», четко придерживаясь (как это кажется на первый взгляд) классического оригинала. Марфа Кабанова (Виктория Толстоганова) становится бизнесвумен, лихо управляющей рестораном и, как это водится на Руси, подтягивает в бизнес всю семью — хитрую дочь Варю (Дарья Каширина), которая по ночам бегает на свиданку с Кудряшом (Александр Кузнецов), безвольного сына Тихона (Василий Буткевич), который, осознавая свое малодушие, продолжает во всем слушать маменьку, и его жену Катерину (Любовь Аксенова), которая (как и у Островского) чахнет в мужнином доме. Все меняется в Калинове с приездом Бориса (Сергей Городничий), племянника мэра Дикого, которого сыграл Алексей Макаров. Остальное старо как мир — страстный роман Катерины и Бориса, ставший каноническим монолог про людей, которые не птицы, и гибельный прыжок с обрыва как акт протеста. 

Знакомая со школы история про то, как среда заела живого человека, когда он нарушил правила. Укатала. И про людей, которым выгодно изображать себя ретроградами, чтобы обстряпывать свои вполне насущные дела.
Григорий Константинопольский, режиссер

И все бы, кажется, ничего, если бы не одно «но» — небезосновательное желание Константинопольского усидеть на двух стульях. Отсюда и просторечный текст пьесы XIX века, оставленный режиссером почти без изменения, вдруг начинает сопрягаться с современным жаргоном, в один ряд с Пушкиным и Ломоносовым ставится Оксимирон** , который, как к тому же признается один из героев, «не очень», а сцены якобы из того времени сменяются клиповыми вставками, с участием лупоглазых инопланетян и приплясывающих дельфинов. Да, достичь абсурдности повествования с помощью деструктуризации повествования и разухабистой наглости, несомненно, удалось, а вот заявленного эффекта, увы, нет. 

Правда, за всей повествовательной чумой и подчас неоригинальными трактовками нет-нет, да и прослеживается страх. Страх от осознания того, что за прошедшие столетия по факту ничего и не изменилось, а события XIX века, как оказалось, даже без какой-либо художественной переработки можно с легкостью применить к настоящему времени. Те же нравы, те же страшащие предрассудки и обезоруживающее хамство — все это есть и сейчас, только прикрытые под личиной технологий, девайсов и (опять же хамоватых) жаргонов. 

При всей своей категорийности повествования «в лоб» Григорий Константинопольский сделал невозможное — соригинальничал там, где оригинальность как явление просто и не нужна. Гаджеты и селфи у него мирно ужились с возгласами о геенне огненной, депутатши из телевизоров начали заливать в уши языком Островского, а фраза «может, по рюмочке пропустим?» стала настоящим лозунгом для героев своего времени. Все заняты каждый собой и при этом ничем — вот оно главное достижение режиссера при многочисленных недостатках его осовремененной «Грозы». 

«"Гроза" — лирическая вещь, но в ней есть все островское — власть денег в отношениях между людьми. Лет десять-двенадцать назад я вдруг почувствовал, что время изменилось, и эта пьеса соответствует сегодняшнему мироощущению людей. Как говорится, в России за 10 лет меняется все, а за 200 — ничего», — признавался режиссер в одном из интервью. Звучит страшно, не так ли? Но актуально как никогда.

Лучшие цитаты:

Все в огне гореть будете неугасимом!
— Врать-то я не умею, ничего скрывать не могу.
— А здесь без этого нельзя.

* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
ГРОЗА | Трейлер фильма Григория Константинопольского | PREMIER
Катерина Кабанова
Сергей Городничий
Борис
Василий Буткевич
Тихон Кабанов
Мария Шалаева
Феклуша
Виктория Толстоганова
Кабаниха
Алексей Макаров
Савел Прокофьич Дикой
Алиса Хазанова
барыня
Михаил Ефремов
Иван Кабанов
Дарья Каширина
Варя
Никакого кумовства, только честные и непредвзятые мнения. С нашими друзьями-кинокритиками такое и не провернешь: бог дал им хороший вкус и способность чувствовать цвета и оттенки. Тем, кто курирует фестивали, пишет книги и сам снимает, — мы доверяем.
Антон Фомочкин
Ксения Ильина
Анна Стрельчук
Алексей Филиппов
Анастасия Гладильщикова
Евгений Ткачев
Татьяна Алешичева
Вера Аленушкина
Егор Москвитин
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих
Читайте также
Образ жизни — 14:51, 11 ноября
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников Читать
Новости — 16:00, 20 ноября
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым Читать
Новости — 13:49, 20 ноября
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу Читать
Образ жизни — 13:33, 20 ноября
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов Читать
Новости — 12:38, 20 ноября
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона» Читать
Хочу ещё