В основе практически любой хорошей истории лежит конфликт, это вам скажет даже начинающий сценарист. Причем не абстрактный конфликт, а такой, который зацепит и вовлечет аудиторию, заставит сопереживать героями или скрежетать зубами при одном упоминании антагониста. И так уж устроены люди, что одним из наиболее простых способов удержать наше внимание была и остается фиксация на негативе. Многие с упорством, достойным лучшего применения, следят в соцсетях за жизнью знакомых (или селебов), не вызывающих ничего, кроме раздражения, или вступают в споры с незнакомцами в интернете, триггернувшись из-за одной реплики. Однако помимо индивидуальных триггеров есть темы, которые задевают широкий круг лиц. Именно таким темам посвящен сериал-антология с.
Каждый эпизод сериала «Бесит» снимали разные режиссеры, но все серии объединяет жанр черной комедии с вкраплениями социальной сатиры и мистики. Добавив элемент фантастики, создатели сериала смогли довести знакомые каждому из нас ситуации до абсурда и при этом сделать их скорее забавными, чем вызывающими фрустрацию, несмотря на то, что во всех историях создатели сериала поднимают важные темы. Например в первом эпизоде политик (Сергей Лавыгин), отрицающий проблему домашнего насилия, сталкивается с активисткой (Полина Ауг), страдавшей от побоев мужа-абьюзера и погибшей по его вине. Конечно, в фэнтезийной реальности сериала депутат получает по заслугам, а заодно и прозревает, но даже там изменения затрагивают только одного (пусть и облеченного властью) человека.
Аналогичным образом развиваются события и во второй новелле, где коррумпированные полицейские, привыкшие при помощи ловкости рук подставлять ни в чем не виноватых людей и тем самым повышать свои показатели выполнения плана по задержаниям, пытаются подбросить запрещенные вещества профессиональному фокуснику и слишком поздно понимают, что не стоило начинать играть в эту игру с тем, кто способен дать фору даже Дэвиду Блейну. Следуя давно известной формуле сторителлинга, авторы показывают нам проблему, которая вызывает острую реакцию (бесит!), а потом демонстрируют решение, вызывающее облегчение, и мы, прокатившись на эмоциональных качелях, чувствуем удовлетворение, несмотря на то, что это решение было локальным и коснулось только героев конкретной истории. Впрочем, один из шоураннеров проекта, Артем Соловьев, верно заметил, что данный сериал и не ставил себе целью заниматься морализаторством или починить мир. Он был снят для того, чтобы обозначить существующие проблемы и предложить публике начать говорить о них более активно, ведь обсуждение — это первый шаг на пути к поиску решения.
Главный критерий, по которому отбирали сюжеты для антологии — это актуальность. Создатели сериала не стали гнаться за трендами и рассказывать про сиюминутные раздражители, ведь пару лет назад всех бесили вувузелы, а сейчас вряд ли кто-то вообще сможет сходу вспомнить, что это такое. В каждой серии разбираются ситуации, которые с той или иной стороны будут актуальны для зрителя любого возраста, гендера и социального статуса. Новелла про блогера с пониженным болевым порогом (Филипп Ершов), получившего известность благодаря умению получать затрещины и оплеухи на камеру, побуждает нас вспомнить о трэш-стримерах и задуматься о том, на что мы порой готовы пойти ради пяти минут славы, а история с ироничным названием «Ты же девочка» рассказывает о проблеме соответствия чужим ожиданиям и тех нереалистичных (и порой противоречащих друг другу) требованиях, которые общество предъявляет девушкам.
«Бесит» — это смелая и яркая попытка поговорить на темы, о которых нельзя молчать. Жаль, что пока что вышел всего один сезон из пяти серий.