Кажется, интерес к жанру coming-of-age никогда не утихнет, да оно и понятно: каждую секунду кто-то на этой земле взрослеет, задается сложным подростковым вопросом и не понимает, куда двигаться дальше. Хорошо, если родители способны в этом вопросе направить юного взрослого. А если их отношения не так доверительны? Остается только смотреть фильмы о взрослении и понимать: ты такой не один, и все будет хорошо.
Есть одна студия, которой coming-of-age удается особенно блистательно — студия A24. Это именно благодаря их работе свет увидели такие шедевры жанра, как «Середина 90-х» Джоны Хилла, «Леди Берд» Греты Гервиг и «Проект "Флорида"» Шона Бэйкера. A24 также стоит за выпуском фильма, который стал дебютом Джесси Айзенберга в качестве режиссера полнометражного проекта — «Когда ты закончишь спасать мир». Этот дебют оказался забавным, горьким, ясным и одновременно запутанным — и по атмосфере он похож на собственный актерский прорыв Айзенберга — фильм «Кальмар и кит» Ноа Баумбака.
Как и в «Кальмаре и ките», воспитание в «Когда ты закончишь спасать мир» существует в основном как средство демонстрации интеллектуального и морального обладания ребенком — и черт знает, что может помочь сыну, который перерос роль маминого «приложения». Увидев на улице семнадцатилетнего Зигги Каца (Финн Вулфхард), вы точно подумаете, что он обычный, порядочный ребенок. Он говорит «нет» наркотикам, транслирует в прямом эфире фолк-песни собственного сочинения, в которых рифмуются foggy и doggy, и носит розовую вязаную шапку.
В безымянном городке в Индиане влюбленная в Зигги Лила (Алиша Боэ), юная поэтесса, пишущая баллады против колониальной оккупации Маршалловых островов, любя называет его «придурок». Отец Зигги (Джей О. Сэндерс) считает, что его сын вырос эгоцентричным мальчиком из верхушки среднего класса, бездарно прожигающим жизнь на этой планете. А мать Зигги, Эвелин (Джулианна Мур), — суровая основательница приюта для женщин, подвергшихся насилию, которая думает о Зигги как о своей личной неудаче — возможно, единственной в ее жизни.
«Ты был моим маленьким союзником», — вздыхает она. В детстве она водила Зигги с собой на протесты, чтобы тот играл песни в поддержку профсоюзов на своей детской пластиковой гитаре. А что теперь? Теперь Зигги пытается нащупать свой путь в жизни, а для этого ему пришлось отвлечься от того, чтобы поддерживать образ матери таким, каким она хочет его видеть. Но не думайте, что «Когда ты закончишь спасать мир» — это черно-белая история про слепую к желаниям сына мать, которая не понимает или не может вспомнить, как важно быть юным и ищущим. Какой бы ужасной ни была героиня Джулианны Мур в глазах сына, Айзенберг проявляет к ней гораздо больше сочувствия.
Вакуум режиссерского дебюта Айзенберга оказался страшным: в нем всена пределе злости, но не кричат; ведут эмоциональную войну и пассивно-агрессивно придумывают способы почувствовать свое превосходство над противником. Это напряжение видно уже в трейлере: когда Эвелин соглашается дать Зигги «пять секунд» на то, чтобы схватить рюкзак и поехать в школу вместе с ней, она считает ровно до пяти и уходит без него. Струна натягивается до предела, но не лопается. Оператор Бенжамин Лоб даже природу в «Когда ты закончишь спасать мир» снимает так, будто деревья сбросили листву от стресса и напряжения.
На съемочной площадке картины Айзенберг, кстати, имеет близкого друга — Эмму Стоун, которая продюсирует фильм вместе со своим мужем Дэйвом МакКери и их партнером Али Хертингом. Стоун и Айзенберг ранее были партнерами в фильме в «Зомбилэнд».
Айзенберг говорит о сотрудничестве со Стоун с восхищением: «Это идеально — не столько потому, что мы друзья, и потому, что я люблю ее лично, но и потому, что она великолепна в продюсировании. Она невероятно сообразительный художник, и сообразительный не только в искусстве, но и в понимании того, что нравится публике, какие работы формируют историю».
«Когда ты закончишь спасать мир» — это фильм, сделанный с большой любовью и пониманием, о чем он и для чего, а это всегда одно из главных условий для произведения не только успешного, но и близкого каждому из нас. Это весьма успешный режиссерский дебют Джесси Айзенберга.