«Пара» — новый полнометражный проект в жанре драмы. Он основан на письмах и дневниках Софьи Андреевны — жены великого русского писателя Льва Толстого. По официальному синопсису от создателей, картина рассказывает историю продолжительных и непростых отношений между мужчиной и женщиной. Мы узнаем, чем супруге Толстого пришлось пожертвовать ради карьеры мужа. В фильме отсутствует повествование в традиционном смысле этого слова. Действие разворачивается в виде напряженной серии жалоб и глубокого самоанализа центральной фигуры драмы. Премьера «Пары» состоялась в рамках конкурса на 79-м Венецианском кинофестивале в сентябре 2022 года. Кинотеатральный релиз проекта запланирован на ноябрь.
Роль главной героини Софьи Андреевны взяла на себя Натали Бутфо. Наибольшую известность французской актрисе принесли успешные многосерийные шоу «Бюро» и «Кандис Ренуар». Также исполнительница снималась в популярных сериалах «Жюли Леско», «Голубой велосипед» и «Капитан Марло». В фильмографии Бутфо присутствуют такие полнометражные проекты, как «Все сначала» Ксавье Джанноли, «Ирма Веп» Оливье Ассайаса, «Полночное разрешение» Дэльфина Глейза и другие. Последней работой актрисы стала картина «Двойная жизнь Мадлен Коллинз» Антуан Барро, которая вышла в 2021 году.
Во главе закадровой команды новой драмы встал лауреат премии «Оскар» Фредерик Вайсман. 92-летний режиссер снимает известные документальные фильмы уже около 60 лет. В числе их — «Безумцы Титиката», «Больница», «Средняя школа», «Независимая линза», «Дикая лошадь», «Национальная галерея» и другие. «Пара» — первый повествовательный фильм кинематографиста со времен выхода его драмы «Последнее письмо» в 2002-м. Свое решение сделать постановочную картину Вайсман прокомментировал так: «Вы знаете старую фразу Эмерсона: "Последовательность — это хобби маленьких умов"? Я не понимаю, почему меня нужно относить исключительно к категории документалистов».
Многие, посмотревшие новую картину, отметили, что природа в ней является отдельным героем. В «Паре» глубокие размышления Софии сменяются крупными планами природных красот. «Жизнь сада — это дарвиновская борьба за существование. Все вы видели красоту океана и силу волн. Точно так же жизнь в саду на одном уровне визуально прекрасна, но на другом — это свирепый, порочный, жестокий мир», — поделился своими мыслями режиссер.
Кинематографист также отметил, что проблемы, затронутые в новом полнометражном проекте, «сейчас кажутся очень современными». Это вопросы из разряда: кто позаботится о детях? какое образование им дать? сколько времени должен каждый родитель проводить с ними? «Личные проблемы для [Софьи и Льва Толстых] — это те вопросы, которые возникают в жизни многих пар. В их отношениях страсть сменялась безразличием и наоборот. Для меня это был совершенно новый кинематографический вызов, поскольку в своих документальных фильмах я никогда не прошу людей что-то сделать», — рассказал Фредерик Вайсман.
Вместе с тем некоторое критики, успевшие посмотреть картину, отмечают, что, несмотря на качественное исполнение, она не вовлекает зрителя эмоционально.