Шаман из мира рок-н-ролла, увлеченный смертью Дионис, идол радикальных шестидесятых — именно таким показывает Оливер Стоун лидера группы The Doors Джима Моррисона. Режиссер поместил фигуру безбашенного вокалиста в центр всего действия, превратив ленту о целой музыкальной группе в байопик конкретного артиста, и не прогадал: вот уже больше 30 лет фанаты The Doors и все неравнодушные к рок-н-роллу пересматривают ленту Стоуна, снова и снова открывая для себя мистический образ Короля ящериц.
Как и в случае с любыми суперзвездами, появление биографической ленты про The Doors было просто вопросом времени. И времени, как оказалось, потребовалось немало. Байопик The Doors ведет свою историю с 1981 года, когда продюсер Саша Харари приобрел права на экранизацию книги «Никто не выйдет отсюда живым» — культовой биографии Джима Моррисона от Дэнни Шугермана и Джерри Хопкинса. За сценарий фильма взялись Хопкинс и клавишник The Doors Рэй Манзарек, однако дело так и не было доведено до конца, поскольку наследники Моррисона и Курсон отказались дать добро на экранизацию.
Время шло, но про фильм о The Doors не забывали: после того, как два сценария были отвергнуты, в работу поступил третий — продюсеру Харари удалось подключить к процессу Оливера Стоуна. К тому времени Стоун уже получил репутацию уважаемого востребованного режиссера, снявшего оскароносные «Взвод» и «Рожденный четвертого июля». Не без сложностей Стоун в конце концов закрепился в проекте в качестве режиссера, после чего продакшен пошел полным ходом.
У съемочной группы и участников The Doors, принимавших участие в работе над проектом, были противоречивые мнения о режиссере: так например, гитарист Робби Кригер всегда выступал против съемок байопика The Doors, но передумал, когда Стоун стал режиссером, а клавишник Рэй Манзарек, наоборот, был самым большим сторонником увековечения группы в кино, но выступал против участия Стоуна. Как позже писал Кригер в своих воспоминаниях, причиной такого отторжения мог быть тот факт, что Манзарек сам надеялся занять режиссерское кресло.
За то время, что фильм медленно двигался по производственному конвейеру, семьи Моррисонов и Курсонов поступились своими принципами и все-таки позволили использовать произведения Джима Моррисона в кино. Правда, каждая семья выдвинула свои условия: родители Джима позволили показать их персонажей только в эпизоде с воспоминаниями в начале фильма, и больше никакие родственники музыканта в фильме не фигурировали, в это время семья Памелы хотела, чтобы не было ни намека на то, что та была как-то причастна к смерти Джима Моррисона.
Летом 1989 года сценарий был готов, проект полным ходом приближался к стадии съемок. За годы, прошедшие с начала разработки фильма, на главную роль пробовались самые разные актеры, среди которых были Том Круз, Джонни Депп, Джон Траволта и Ричард Гир. Интерес к роли фронтмена The Doors проявляли и музыканты, например, Боно из U2 и Майкл Хатченс из INXS. Сам Стоун первоначально предложил роль Иэну Астбери из The Cult, но артист отказался от работы, оставшись недовольным тем, каким режиссер собирался показать Моррисона. В конце концов выбор пал на Вэла Килмера, эту роль до сих пор называют одной из самых достойных в фильмографии актера.
В результате многолетних разработок, кропотливой работы Стоуна и фееричной игры Вэла Килмера в 1991 году на большие экраны вышла картина, ставшая классикой музыкального кино. Режиссер представил зрителям историю жизни лидера The Doors такой, какой увидел ее сам: Стоуна не раз уличали в несоответствии биографических деталей и некоторых фактов из жизни Моррисона показанному на экране, и, тем не менее, режиссеру удалось создать экранный образ музыканта таким, каким его видели миллионы поклонников.
В фильме показан лишь один фрагмент из детства Моррисона, к которому фильм возвращает нас снова и снова: это воспоминание о поездке с родителями, когда они стали свидетелями аварии, в результате которой сильно пострадал пожилой индеец. К образу этого индейца позже присоединился образ лысого мужчины, и оба этих видения не отпускали Моррисона до конца его дней, являясь ему в поворотные моменты жизни.
Байопик собрал в себя все наиболее важные события из истории группы The Doors — начиная от возникновения идеи создания группы под названием The Doors и заканчивая скандальным выступлением в Dinner Key Auditorium в Майами в 1969-м, закончившимся арестом Моррисона. И все же вся история группы становится скорее фоном для истории о мечущемся поэте, стремящемся к разрушению всего вокруг себя и самого себя. Стоун показывает Моррисона как современного дикаря, живущего в обществе, но не признающего законов этого общества — Джим нарушает правила приличия, вступает в схватки с полицией, вещает со сцены про инцест и отцеубийство. Он поразительно свободен и этой свободе учит других, воспевая ее в песнях.
Позже многие фанаты The Doors, кинокритики и даже сами участники группы, увидевшие фильм, осудят Стоуна за изображение Моррисона неуправляемым психопатом с зависимостью, но из фильма героя не выкинешь… Какими бы ни были рецензии настоящих знатоков, знакомых с Джимом лично или просто изучивших его личность, новые поколения, скорее всего, будут знакомиться с автором легендарных песен шестидесятых по этому фильму Стоуна.
25 августа 2022 года фильм The Doors начнут крутить в российских кинотеатрах, так что у фанатов Моррисона будет возможность увидеть байопик на большом экране — а это почти как побывать на его концерте.