Марк Нэйрд, генерал армии США, получает повышение и готовится к назначению в авиацию. Но по прихоти президента, больше занятого перебранками в Твиттере, его назначают руководить свежесозданным подразделением «Космические войска». Президент хочет, чтобы к 2024 году на Луне оказались американские сапоги: он, конечно, написал «сиськи», но в администрации привыкли к опечаткам.
Очевидно, что «Космические войска» задумывались как сатира на инициативу Трампа по созданию космических сил армии США. Обыграть все в формате сериала решили руководители Netflix, которые позвонили Стиву Кареллу с идеей и названием. Тот дал согласие и пригласил в проект Грега Дэниелса. По сути, главный козырь «Космических войск» — именно творческий тандем актера Карелла и сценариста Дэниелса, причастных к культовому «Офису». Для одного этот сериал запустил кинокарьеру, а второму подарил место на телевидении («Парки и зоны отдыха», «Загрузка»). Наверное, от их воссоединения ждали «Офиса 2.0»: так по умолчанию называли будущий сериал. Реальность оказалась другой.
Марк Нэйрд сильно отличается от Майкла Скотта. Я бы даже сказал, что это его противоположность. Если Майкл — руководитель, которого можно переубедить за пару секунд, то Марк — это лидер, который не умеет быть гибким. И все его проблемы связаны с этим.
Большая и главная проблема «Космических сил»: неопределенность их тона. Авторы как будто все время балансируют между отвязным ситкомом и серьезной историей. Может быть, дело в том, что творческий процесс был перевернут с ног на голову: не сценаристы пришли с предложением к студии, а студия навязала творческой команде тему, вынудив придумывать все с нуля. Может быть, в Netflix побоялись идти напролом и называть все своими именами. А может быть, просто поджимали сроки.
«Космическим войскам» будто не хватает души — а в этом сила любого ситкома. Марк добрую половину сезона не вызывает к себе симпатии. Он республиканец, милитарист и патриот, но при этом плохой руководитель, который своими стараниями тянет на дно вверенный ему проект. Он срывает сроки, препирается с коллегами (Малковичем, который играет ведущего ученого, постоянно пытающегося урезонить начальника). Марк при этом плохой семьянин и не может наладить отношения с дочерью и женой, которых вывез с собой на секретную военную базу. Причем жена генерала, Мэгги, впоследствии сядет в тюрьму за неизвестное преступление, подробности которого, по всей видимости, оставляют «на потом» для поддержания хоть какого-то интереса в зрителе, но интерес этот к концу сезона не удовлетворяется. Среди фанатских теорий о том, почему это произошло, наиболее логичной кажется версия с саботажем: мол, женщина настолько была расстроена тем, что семье придется дислоцироваться в Колорадо, что намеренно саботировала запуск военного корабля (а это приравнивается к терроризму).
Когда мы начали работать над сериалом, реальный армейский проект "Космических сил" был только в разработке. Над многим нам пришлось подумать первыми: придумали форму, флаги, логотип еще в прошлом году. И только теперь военные показали свои разработки. Поэтому я представляю наш сериал чем-то вроде альтернативной вселенной, где мы просто пошли в другом направлении. Будет интересно посмотреть, предскажем ли мы будущее.
Стив Карелл — хороший драматический актер, но в первую очередь звезда «Офиса». Поэтому на нем висит и функция комического двигателя сюжета. Увы, смешного, небеззубого юмора мало. А тот, что есть, осторожно избегает реальных фактов и имен. Сам Марк — больше отталкивающий, чем вызывающий симпатию герой. Это военный, а не Майкл Скотт. Он шутит расистские шутки, проявляет инициативу, когда его не просят, и ни во что не ставит мнение остальных. Авторы пытаются, но безуспешно вызывают эмпатию как у героев внутри сериала, так и у его зрителей: интимных, искренних моментов взаимодействия здесь мало. Не остается времени, чтобы раскрыть остальной каст, у которого сюжетно есть для этого потенциал: Джон Малкович, Ноа Эммерих, Лиза Кудроу и Диана Сильверс. Дэниелс, впрочем, припас несколько камео из своих ранних проектов, а для русского зрителя забавным сюрпризом окажется Алексей Воробьев.
При этом в тех случаях, когда сериал действительно идет на риски: играет в драму или в черный юмор, становится интересно, куда еще он мог зайти. На «Войска» было бы интереснее смотреть, окажись они абсурдным, издевательским даже ситкомом или серьезной бюрократической драмой. Но весь ожидаемый потенциал остается за бортом. Кажется, что в сериале вообще случайно отпечаталась история его создания: в попытках угнаться за всеми зайцами творческой команде выдали идею, бюджет и обязательные сроки. На выходе получился проект с интересным концептом и хорошими актерами — какой угодно, но только не смешной. Поэтому «Космические войска», конечно, взлетели — но пока им космос не светит.