Сатира на классовую борьбу — новый черный в киноиндустрии: в 2019 году прогремели оскароносные «Паразиты», потом на экраны вышел беспрецедентный хит «Игра в кальмара», а в 2022 году отличился каннский фаворит «Треугольник печали». Рубен Эстлунд получил пальмовую ветвь за мрачную комедию о богачах и их мире, сотканном изо лжи и показухи, в очередной раз показав неприглядную человеческую сущность. Сделать это Эстлунд решил через классический прием — столкновение со стихией.
«Треугольник печали» рассказывает о молодой паре, чьи отношения в самом разгаре. Карл (Харрис Дикинсон) и Яя (Чарлби Дин) работают в модельном бизнесе: пока парень проходит кастинги для разных брендов, его девушка участвует в показах с громкими лозунгами о всеобщем равенстве и торжестве феминизма. Яя уверена, что, будучи моделью, она имеет единственный шанс на достойную жизнь — найти папика, в то время как Карл зарекается обеспечить им такую жизнь, чтобы никаких папиков не понадобилось. В этот план идеально вписывается круиз на элитном лайнере для богачей (хотя путевки они получили по бартеру, но начало неплохое).
На судне собралась живописная компания: русский навозный магнат Дмитрий (Златко Бурич) с женой и любовницей, занудный айтишник Ярво (Хенрик Дорсин), милые старички-англичане, оказавшиеся поставщиками оружия (Оливер Форд Дейвис, Аманда Уокер), и другие персонажи, волею судьбы попавшие на верхушку социальной пирамиды. Вокруг них бегают десятки администраторов и официантов, учтиво предоставляющие клиентам все, чего те пожелают. Даже когда одной даме взбрело в голову отправить весь персонал купаться, никто не смел возразить. Такую идеологию безотказности внушила команде директорка круиза Паула (Вики Берлин), которая на время путешествия превратилась в заботливую мамочку для всех и каждого.
Картинка идеального круиза начинает трещать по швам, когда во время капитанского ужина начинается качка, и пассажиры начинают заливать корабль нечистотами. Пока на судне идет эпидемия морской болезни, напившиеся капитан и навозный магнат зачитывают по громкой связи любимые цитаты о социализме, спорят об идеях Маркса и рассуждают о губительном капитализме. Пока на корабле был беспорядок, судно захватили пираты, пустившие корабль на дно. Выживших осталось мало, только одна шлюпка пристала к необитаемому острову.
Вместо роскошного лайнера с бассейном и устрицами богачи попали на пустынный пляж без еды и воды. К такому жизнь сильных мира сего не готовила, поэтому их единственным шансом на выживание становится уборщица Эбигейл (Долли Де Леон), которая и огонь разведет, и рыбу голыми руками поймает, и всех по струнке построит. Социальная пирамида перевернулась с ног на голову, теперь деньги, связи и статус не значат ничего, а ценным признается только то, что таковым назовет Эбигейл. «На корабле — уборщица, здесь — капитан», — говорит женщина и начинает выстраивать матриархальную систему, в которой все выжившие зависят от ее воли. Приди на этот остров цивилизация, все снова вернется на свои места, но пока они здесь одни, все будет так, как хочет эта женщина.
Остроумная издевка над элитой, богачами и псевдоинтеллектуалами пришлась по вкусу многим критикам и зрителям. После показа в Каннах новая работа Эстлунда сорвала восьмиминутные овации, после чего судьба пальмовой ветви этого года казалось очевидной. Фильм прекрасен тем, что состоит из множества сюжетных пластов, среди которых можно рассмотреть метания современного мужчины, потерявшегося в понятиях «новой этики», изнанку модельного бизнеса, осуждение капиталистического общества. Каждый может выбрать сюжет на свой вкус и увидеть в картине то, чего не увидят приверженцы иной сюжетной линии.