Женщина с травмированной в прошлом психикой, совсем одна в доме, казалось бы, предназначенном для усиления ее тревог и страхов, окруженная мужчинами, которые либо не верят ей, либо твердо намерены свести ее с ума. Вам наверняка покажется, что все это вы уже видели. Конечно, привет «Головокружение», «Девушка в поезде», «Женщина в окне» и еще примерно десяток фильмов с похожей атмосферой. «Предшественница» использует все эти хорошо знакомые нам тропы.
Адаптированный Дж.П. Делани по его собственному роману мини-сериал из четырех частей переключается между двумя различными временными рамками, разделенными тремя годами и сосредоточенными на двух темнокожих женщинах: Джейн (Гугу Мбата-Роу) и Эмме (Джессика Пламмер) — обе оправляются от соответствующих травм, которые заставляют их искать новое начало. Эта возможность, похоже, появляется вместе с замаячившим на горизонте элегантно спроектированным умным домом, созданным архитектором Эдвардом (Дэвид Ойелово). В нем можно жить за весьма доступную цену, если, конечно, жильцы придерживаются пары сотен строгих правил (без обуви, без курева, без предметов на полу и т. д.) и регулярные проверки хозяина проходят гладко. Условия, конечно, драконовские, но за ТАКУЮ цену и ТАКОЙ дом! Можно и потерпеть.
Пока мы наблюдаем, как Джейн, оправляясь от мертворождения своей маленькой дочери, поселяется в доме, режиссер переносит нас на три года в прошлое, наблюдая, как Эмма переживает то же самое (она травмирована кражей со взломом в их предыдущем доме, которую бойфренд Саймон [Бен Харди] не смог остановить). Дом прекрасен, но вызывает дурные предчувствия: виртуальный помощник, просто называемый «Горничная», услужлив, но всегда бдителен и постоянно опрашивает своих жильцов с помощью анкет «согласен /не согласен». Стекло от пола до потолка делает комнату чистой и светлой, но также дает отличную возможность для наблюдения за жильцами. А еще пугающая бетонная лестница совершенно не внушает доверия, когда по ней поднимаешься.
Параллелизм между историей Джейн и Эммы, конечно же, имеет значение: хотя они разделены временем и, как мы быстро узнаем, смертью (Эмма умерла в этой квартире за три года до того, как Джейн заняла это место), две женщины следуют жутко похожими путями. Обе они темнокожие, одинакового роста и черт лица, обе они вступают в опасные отношения с Эдвардом, который сам компенсирует потерю любимого человека с помощью гиперконтроля. «Так вот почему Эмма умерла три года назад?» — задается вопросом Джейн (как и мы).
Фраза «принуждение к повторению» в какой-то момент произносится психотерапевтом Джейн, чтобы объяснить увлечение Эдварда как ею, так и Эммой, и нетрудно увидеть в этом величайшую силу «Предшественницы» и ее величайшую слабость. Очевидное пристрастие Эдварда принимать только тех жильцов, которые выглядят как его покойная жена, только для того, чтобы вступить с ними в отношения, привносит новые оттенки в одержимость сериала ограничениями, которые миры, в которых доминируют мужчины, навязывают женщинам.
Обидно, что «Предшественница» действует слишком в лоб: героиня видит столько красных флажков на своем пути, что любая на ее месте давно убралась бы из этого дома подальше. Трюк с умным домом, похоже, должен быть чем-то интересным, но по сути он мало что предлагает за пределами тонкого налета паранойи и пары неполадок. Жаль, что ни интересный ход с двумя временными линиями, ни героини, ни использование высоких технологий так и не сделали сериал таким сильным, каким он мог бы быть.