За последние несколько лет популярность драмы Би-би-си «Острые козырьки» росла с каждым последующим сезоном, становясь правомерным международным хитом, во многом благодаря ее захватывающему повествованию, потрясающему актерскому составу, возглавляемому Киллианом Мерфи, и ее доступности на Netflix вскоре после завершения показа в Великобритании. На этот раз есть еще много интересного, так как пятый сезон начинается в «черный вторник» 1929 года, положив начало Великой депрессии. Это, пожалуй, самый откровенный пример стильной исторической драмы, использующей определенный момент времени, чтобы выделить свою сюжетную линию и нанести ущерб Томми Шелби Мерфи и планам криминального господства его семьи.
Как и в криминальных сагах, история Стивена Найта о расцвете ирландской криминальной семьи после Первой мировой войны, от трущоб Бирмингема до места в английском правительстве, была одной из самых продуманных и интригующих за последнее время. Сериал стремительно движется в бурное время европейской истории, когда колеса времени угрожают сокрушить криминальные, финансовые и политические амбиции главного героя Томми Шелби.
Мысль о том, что сериал перейдет от одной мировой войны к другой, возможно, была далекой мечтой, когда Найт впервые запустил «Острые козырьки» еще в 2013 году, но теперь это вполне реальная возможность.
Для такой исторической драмы, как «Острые козырьки», немалый подвиг — смотреть в будущее, твердо стоя на ногах в настоящем своих персонажей. Это настоящее является неопределенным для Томми и того, что осталось от его семьи, поскольку их законные бизнес-активы в США получили огромный удар от краха фондового рынка, чему отчасти способствует Майкл (Финн Коул), который не прислушался к приказам своего двоюродного брата продать свои активы до краха рынка. Это оставляет попытки Шелби собрать столь необходимые денежные средства, способствуя возвращению к различным менее законным предприятиям.
Найт, Мерфи и режиссер 5-го сезона Энтони Бирн выстраивают историю вокруг все более уязвимого и эмоционально изолированного Томми, который, будучи ветераном Первой мировой войны, видел лучшие дни. Это многое говорит о том, куда идут дела на этот раз, особенно в отношении различных взлетов и падений, которые пережил клан Шелби за последние четыре сезона. На этот раз, однако, Найт поднимает свои издевательства над Томми на ступеньку выше, вызывая у него растущую и всепоглощающую зависимость от опиатов, что оставляет дверь его психики широко открытой для призраков прошлого, которые возвращаются, чтобы преследовать его.
Однако на этот раз Томми выводит из равновесия не только прошлое. На горизонте надвигается буря, и, как обычно, создается впечатление, что Томми — единственный, кто достаточно прозорлив, чтобы это увидеть. Найт умеет представлять и выстраивать конфликты с разных точек зрения, и это становится очевидным в 5-м сезоне. У сериала имеется хорошо зарекомендовавший себя список семейных разногласий, вызывающих некоторые из самых больших головных болей Томми, и здесь все по-другому, хотя источники досады Томми несколько изменились.
Его старший, эмоционально неустойчивый брат Артур (Пол Андерсон) больше не представляет угрозы для роли Томми во главе семейного стола Шелби. Вместо этого Артур стал самым надежным союзником Томми (по крайней мере, в семье), передав эстафету семейных трений Финну, который возвращается в Бирмингем из Детройта, поджав хвост после потери огромной суммы семейного состояния и с новой невестой Джиной (Аня Тейлор-Джой). Амбиции Джины очевидны, и она рассматривает своего нового мужа как средство достижения цели, даже если ей придется сыграть леди Макбет, чтобы увидеть, как они осуществятся. Джина — лишь одна часть более масштабного движения супружеского несогласия, в котором жена Артура Линда (Кейт Филлипс) подталкивает его к действиям, которые он не желает или не может предпринять, в то время как последняя дочь Томми, Лиззи (Наташа О'Кифф), похоже, не может донести до него, насколько он нужен своей собственной семье (гораздо больше, чем клану Шелби).
Временами кажется, что все говорят, но никто не слушает, и Найт использует это в своих интересах, поскольку его персонажи и мир в целом, похоже, не обращают внимания на грозовые тучи на горизонте. Вернее, все, кроме Томми Шелби. Томми ведет опасную тройную игру с друзьями, семьей и врагами против них всех. Но именно эти враги придают пятому сезону пугающую актуальность в наши дни, поскольку новичок Освальд Мосли (Сэм Клафлин) является тревожной крайне правой фигурой, которая присоединилась к банде шотландских фашистов, мечтающих отхватить свой кусок пирога.
Клафлин — один из лучших злодеев, которые появлялись в «Острых козырьках» со времен инспектора Честера Кэмпбелла, в основном потому, что обычные методы борьбы с врагами в данном случае недоступны. И, как и Кэмпбелл, Мосли способен обратить стратегии семьи Шелби против них. В сериале нередко создается впечатление, что Томми встретил достойного соперника, только для того, чтобы показать, что все это время он был на шаг впереди конкурентов. Однако приятно видеть, что даже в пятом сезоне сериал все еще может усилить напряженность и заставить потеть ладони зрителей.
В шестом сезоне, который станет заключительным, мы узнаем, справится ли Томас со своими внутренними демонами и сохранит ли выстроенную им с нуля империю.
Виски — самая лучшая сыворотка правды, сразу показывает, кто лжет, а кто нет.