Татуировки на торсе, мелирование на волосах, в руках барабанные палочки, а в ушах звон от оглушительных всплесков ударных тарелок. Задержим дыхание. Дальше не будет слышно практически ничего, кроме шепота внутреннего голоса и биения сердца в груди. Кадры забвенного эхо, имитирующего глухоту после громкого шума начальных титров, сменят звуки музыкального минимализма. В этих звуках и рождается образ главного героя — беспечного музыканта-барабанщика Рубена (Риз Ахмед), чья жизнь — турне по одноэтажной Америке в доме на колесах.
Совместный с партнершей Лу (Оливия Кук) метал-панк-дуэт Blackgammon движется прямо к хеппи-энду. Как вдруг по законам драмы трагедия сменяет настроение. И ни с того ни с сего прежде звонкие аккорды приглушаются. Вскоре выяснится, что Рубен стремительно теряет слух, а к этому моменту слышит уже на двадцать процентов. Подруга отчаливает к отцу (Матье Амальрик). Барабанщик отправляется в сообщество слабослышащих, где впервые начнет задумываться: а недуг ли это?
Для роли я искал по-настоящему захватывающую основу, поскольку сам хотел быть ошеломлен. Иногда я думаю, что самое интересное происходит, когда человек теряет самообладание и вынужден подчиняться событиям.
Мировая премьера «Звука металла» состоялась в 2019 году на Международном фестивале в Торонто. Полнометражный дебют американского режиссера Дариуса Мардера (изначально — школьного учителя литературы, а затем шеф-повара в нью-йоркском ресторане) — настоящий прорыв с шестью номинациями на «Оскар». Идея сюжета зрела в голове его друга-постановщика Дерека Сиенфрэнса (они совместно писали сценарий к «Месту под соснами»). Фильм задумывался как мокьюментари о барабанщике-металлисте, перепонки которого внезапно разрываются, и он становится глухим. Но со временем Сиенфрэнс об этом забудет, а Мардер — нет. Вместе с братом Абрахамом, заодно отвечающим за саунд-дизайн, они перепишут сценарий. А датчанин Миккель Э.Г. Нильсен возьмется монтировать и писать звук. За что впоследствии получит заветные золотые статуэтки.
Мы создавали уникальный саунд-дизайн… Мы раздвинули границы. И сложно понять, что на самом деле заставило этот звук заработать.
В этой, строго говоря, документальной мардеровской реальности камера в руках оператора Даниэля Буке словно подглядывает, не нарушая баланса беззвучия. А нагнетают атмосферу подавленные, мрачные, едва различимые звуковые галлюцинации. Помимо всего прочего, что взаправду испытывает Рубен, в полной мере нас заставляют ощутить в сцене на приеме у врача: страх, безысходность от неизвестности, невозможность повторить за сурдологом ни одного верного слова.
Мои родители были глухими, американский язык жестов — мой родной язык. Позже я научился говорить благодаря понимающей тете... Быть частью этого проекта — подарок. Да и по большей части сообществу глухих нравится этот фильм.
Британец пакистанского происхождения Риз Ахмед в 2020-м году уже представал в роли музыканта в психологически подавленном состоянии. Его прошлое альтер эго — пакистанского хип-хоп-исполнителя Зэда из фильма «Откуда ты родом?» — врасплох настигает аутоиммунное заболевание. Кажется, что душевно отчаявшийся металлист Рубен — неизвестный Зэду побратим. Болезнь обоих героев ставит на паузу отношения, а под сомнение карьеру и будущую жизнь.
Тем не менее Мардер явно очерчивает положительные стороны конъюнктуры, куда помещает Рубена. Его новое окружение из сообщества слабослышащих под духовным наставничеством алкоголика в завязке Джо (Пол Рейси) воспринимает глухоту не как заболевание, а как особенность. Быть может, дар. А решение проблемы со слухом оно ищет в сознании. Однако, несложно догадаться, герой во что бы то ни стало захочет вживить слуховые имплантаты. Ему и невдомек, что металлические электроды не вернут природного звучания.
Добираясь до финала, Рубен шагает по тротуарам мегаполиса. Шум машин, эхо голосов и звон церковных колоколов обернутся медитативным беззвучием, языком безмятежности. Стоит лишь привыкнуть к жизни в этом в царстве спокойствия. И, возможно, Рубен набил бы еще одну татуировку — с напоминанием о дне, когда заново родился.
Риз Ахмед выучил амслен (американский язык жестов) для съемок в фильме. Также на протяжении шести месяцев актер учился играть на барабанах
В российском прокате «Звук металла» шел исключительно на языке оригинала с субтитрами
Актер Пол Рэйси свободно владеет амсленом, поскольку его родители глухие